Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Первая просветительская встреча в Духовно-научном центре монастыря

18 января 2015 года

В этом году в рамках Серафимовских чтений впервые заработала секция для старшеклассников, студентов техникумов, колледжей и вузов. Поэтому Пятые Серафимовские чтения называются уже не только детскими, но и юношескими.  С этим совпало еще одно событие – просветительским целям начало служить помещение Духовно-научного центра, расположенное непосредственно в западной келейном корпусе Свято-Успенского мужского монастыря – Саровская пустынь.

Прекрасно отремонтированные комнаты приняли 17 января участников юношеской секции чтений «Духовная безопасность в современном обществе». В состав жюри вошли зав. кафедрой теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ Оксана Савченков, зав. библиотекой  СарФТИ  Елена Юткина, а  возглавил его наместник Саровской пустыни игумен Никон (Ивашков).

Из заявленных на участие в чтениях девяти работ были представлены восемь, всего  участников было 12,  9 из них – саровчане. Юноши и девушки, учащиеся старших классов православных гимназий, а также студенты Саровского медицинского колледжа, политехникума и саровского физтеха,  затронули в своих работах актуальные темы современности: развитие неоязычества в России,  опасность наркотиков  и интернет-зависимости,  примеры разрушительных для психики молодежных субкультур. Православные гимназистки углублялись в русскую литературу и историю богословия, светские студенты открывали для себя наследие преподобного Серафима Саровского.

Первого места, по мнению жюри, оказались достойны две индивидуальные работы – учащегося 11-го класса Православной гимназии Дзержинска Ильи Кудиновича «Неоязычество в России» и десятиклассницы Гнилицкой православной гимназии Ирины Артемьевой  «Религиозные мотивы в романе И.С.Шмелева «Пути небесные».

Первая тема – очень актуальна, так как неоязычество сегодня втягивает в свои ряды все больше и больше городской интеллигенции, развивается от неприятия технизации и глобализации общества, от любви к природк и увлечения простыми формами жизни к ложной религии, уводящей человека от Бога. Докладчик отметил как ксенофобию, так и резкое неприятие православия у лидеров российского неоязычества. Молодые люди осознают необходимо изучать духовную опасность явления и быстро реагировать на этот вызов времени. Что касается второй удостоенной диплома первой степени работы, то знакомство с творчеством Ивана Шмелева в наши дни для многих может стать духовным утешением. Но не только. Это еще и знакомство с традиционным укладом жизни в дореволюционной России, с мировоззрением наших православных предков. Огромное место в нем было отведено Промыслу Божию. Именно эта тема заинтересовала девушку  в романе «Пути небесные». В отличие от романов  «Лето Господне» или «Богомолье» внешним обрядовым формам в нем уделено значительно меньшее внимание. Главное же – путь человека к Богу, чудо его преображения светом веры  и содействие этому Промысла Божия.  Тема наиболее актуальная для православного христианина во все времена. В понимании, как  человек приходит к Богу – не путем разума, а через соприкосновение с живой верой другого человека – Шмелев, по мнению докладчицы, очень близок к Достоевскому.

Три вторых места жюри отдало следующим работам:  «Интернет-зависимость и влияние интернета на психику подростка», ее авторы Анастасия Маркина и Елена Федюшина – студентки 4-го курса Саровского  медицинского  колледжа;   «Псалтырные молитвы в лирике Феофана Прокоповича» (Фадеева Мария, 10 кл. Гнилицкой православной гимназии) и «Работники РФЯЦ-ВНИИЭФ о преподобном Серафиме Саровском» (Бакайкин Дмитрий, Васюхин Александр, Борисков Александр  - 3-й курс СарФТИ НИЯУ МИФИ).  Исследование будущих медиков обратило на себя внимание не только актуальностью, но и глубиной и проработанности  материала,  четким и грамотным изложением, остроумным оформлением, хорошо сформулированными выводами. Хотя интернет-зависимость у опрошенных первокурсников вопреки гипотезе выявилась не столь значительная,  совет им был дан: ценить время реальной жизни и личного человеческого общения.  Работа гимназистки Марии Фадеевой была интересна самим выбором темы  и погружением в историю. Мария сравнила тексты псалмов Феофана Прокоповича  с текстами псалмов Царя Давида. Она показала, как многое в них отличается от псалмов Библейских (и даже утеряно), не смотря на то,  что первоначально Феофан Прокопович ставил перед собой благую цель  – сделать псалмы Давида более понятными своему современнику.

Остальным докладам было присуждено третье место. Все три работы были, безусловно, интересными и равными друг другу по уровню духовного осмысления материала.  Девятиклассница Екатерина Драгунова, которая представляла Дворец Детского и юношеского творчества, удивила всех темой своей работы «Крипипаста: в чем ее опасность?». В аудитории нашелся только один человек, который знал,  что это такое благодаря своей дочери-подростку, для остальных явление было совершенно незнакомым. Однако его опасность быстро стала очевидна, стоило только взглянуть на собранные и классифицированные докладчицей образы героев субкультуры. Эти «герои» имеют огромное число фанатов и обросли своеобразными интернет-легендами. Которые, стоит отметить, имеют антихристианскую направленность. Вызывая жалость к себе той несправедливостью и страданиями, которые им пришлось претерпеть, вымышленные персонажи привлекают внимание переживающего психологический кризис подростка и разворачивают его мышление в сторону  мрачной агрессии – реванша через месть, убийство. Тот, над кем надсмехались, измывались, с кем обошлись несправедливо и жестоко, сам становится палачом. Все это умело маскируется невидимой закадровой рукой. Подростки тем временем сами начинают творить в стиле «крипи» – пишут рассказы и стихи, рисуют и пр., незаметно подпадая под влияние мрачной  моды.  Ощутить на себе этот негатив успели даже участники секции, всего десять минут вникавшие в тему.

Противоположная атмосфера создалась, когда слушали доклад Артема Малахина, студента 2 курса ГБПОУ СПТ им.Б.Г.Музрукова на тему  «Накопление капитала добрых дел. Поучения преподобного старца Серафима Саровского в судьбах людей». Обратило на себя внимание то, с каким воодушевлением юноша  рассказывал о своих первых открытиях в области духовной жизни, которые он сделал на примере жития батюшки Серафима и знакомства с местами его подвигов.

 Еще одна работа, получившая диплом за третье место, это видеоролик «Если бы ты вовремя сказал «нет!»  студентов 2 курса Саровского медицинского колледжа Никиты Гетманца и Ярослава  Бахтыреева. Ребята постарались сделать социальную рекламу, которая смогла бы предостеречь сверстников от употребления  наркотических средств. Этот ролик авторы предложили использовать на беседах с подростками об опасности наркотиков.  И не только наркотиков. В жизни многим явлениям надо суметь сказать «нет».

 В заключение председатель жюри о.Никон еще раз напомнил участникам о теме секции – «Духовная безопасность», проведя параллель с правилами дорожного движения и законами государства, существующими для упорядочения отношений между людьми:

– Духовная  безопасность как раз и заключается в том, чтобы мы научились соблюдать правила жизни, которые,  на самом деле,  – не просто правила, а данные Богом законы. Все Божии законы можно свести к одному – к закону любви, которая долготерпит,  не раздражается, не гневается, не превозносится, не бесчинствует, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всему верит, всего надеется, не ищет своего, все переносит и никогда не перестает…  (точный текст вы найдете в Первом послании апостола Павла к коринфянам). Эти четырнадцать граней любви заложены в свод духовной безопасности, который называется «Библия». Там есть ответы на все вопросы жизни. И не надо думать, что мы живем как-то по-другому, иначе, чем жили древние. Все мы – о двух руках, о двух ногах и т.д.   И имея одного Духовного Отца, Который каждому вдохнул часть Своего Дыхания –  жизни, мы все живем по закону формируемой Им семьи. Духовная безопасность – это соблюдение всего того,  о чем Он нас просит. А так как это – закон любви, а любить заставить невозможно, все устроено Богом так, чтобы мы, живя и не теряя дарованную нам свободу, научились делать правильный выбор.

В завершение после вручения дипломов и призов участники секции сфотографировались на память с о.Никоном и членами жюри. Это стало действительно историческим фото о первом мероприятии на территории Духовно-научного центра монастыря. 

 

 

События и праздники / 2013.13.01 Соборное богослужение в храме Иоанна Предтечи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.