Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Спектакль в помощь кающимся

15 декабря 2014 года

Православное творческое объединение «МiР» активно нарабатывает репертуар. 13 и 14 декабря состоялись премьерные показы восстановленного спектакля «О бренности» по рассказам Чехова – для студентов СарФТИ и для прихожан.

С этого спектакля началась творческая история ПТО «МiР». Он был поставлен режиссером Ириной Семенчук в 2006 году с актерами городского театра. Именно после просмотра этого спектакля владыка Георгий благословил создание православного театра.

В обновленной версии спектакля к шести прежним рассказам добавился еще один – «Студент». Из прежнего состава остались два актера (Роман Сванидзе и Татьяна Мальгина), а к ним добавились исполнители нового поколения (Алексей Голубев, Маша Курякина и Света Гарина).

Спектакль получил название по первому и самому короткому из семи рассказов – «О бренности», имеющему подзаголовок «Масленичная тема для проповеди». Зрители рассаживаются и недоуменно оглядывают старинные стулья на сцене. Декораций как таковых нет. Я завидую тем, кто впервые попал на спектакль, ведь уже через минуту они увидят изящные и символичные сценические находки, созданные буквально из ничего. Гаснет свет. И зал завороженно следит, как в течение нескольких минут белый кусок ткани последовательно преображается в салфетку, скатерть, блин как символ чревоугодия и, наконец, в погребальный саван так и не успевшего насладиться вкусной пищей надворного советника Подтыкина. Воистину «человек суете уподобися: дние его яко сень преходят (Пс. 20, 4)». Звучит духовный кант о душе, которая оказалась не готова к переходу в вечность.

Как это всегда бывает в «МiРе», в пространстве спектакля живет хорошая музыка: голос скрипки и чистые девичьи голоса. А главное, никаких фонограмм и безобразно зашкаливающей громкости звука.

В двух следующих рассказах («Восклицательный знак» и «Не в духе») мы вместе с Антоном Павловичем заглядываем в душу персонажа и наблюдаем, как там все быстро меняется. Ничтожный повод способен вызвать бурю страстей, которые мало-помалу завладевают всем его существом. Например, душевные муки проигравшего незначительную сумму в карты станового пристава Прачкина. Автор написал, что в ухе пристава сидел бес жадности и корыстолюбия и мучил его. Невнимательно читая Чехова, мы пропускаем эти слова и дальнейший ход мыслей все больше распаляющегося Прачкина приписываем ему самому. А в спектакле найден великолепный сценический ход – бес материализуется и зудит как комар. Герой его, правда, не видит. Он пытается заглушить этого комара, но действует неправильно – утешает себя, отчего получается обратный эффект: «Чем более он утешал себя, тем чувствительнее становилась для него потеря». Бес подзуживает, пока не доводит до срыва своего подопечного, который полностью управляем «кукловодом», действует синхронно с ним.

А накал действа все нарастает, и мы уже всерьез переживаем за судьбу героев двух последующих рассказов. У них возникает покаянное чувство, но оно остается бесплодным. Роковая женщина Ванда из рассказа «Знакомый мужчина» подавляет в себе голос совести и возвращается к прежней разгульной жизни. Момент упущен. Актеры показывают, что каждому человеку Господь дает шанс. Зритель, задумайся, а ты не упустил свой шанс? И опять на сцене происходят удивительные превращения. Высокая красная шляпа (символ роскоши) превращается в окровавленный зуб (символ страданий). За все надо платить.

Герой рассказа «Казак» Максим Торчаков совершает ошибку, но вину за нее возлагает на жену. Неспокойная совесть доводит его до отчаяния, он пьет, рушится его семейное счастье. Этот рассказ – просто кладезь для обсуждения с молодежью. Сюжет очень актуален. Мы видим, сколько семей распадается, сколько мужчин спивается. Как это происходит? В рассказе все показано. Максим нарушил семейную иерархию, уклонился от роли главы семьи, занял инфантильную позицию, сняв с себя ответственность за происходящее. Такой человек не может быть кузнецом своего счастья, а лишь пешкой в руках судьбы. А можно ли было все исправить? И как это сделать? Очень важно обсудить это с детьми.

Спектакль помогает нам заглянуть в себя сквозь призму театрального искусства. В страданиях героев узнать свои движения души. Как это уместно в дни Рождественского поста! Этот спектакль не назовешь развлекательным. Если его честно приложить к себе, то можно после просмотра готовиться  и идти на исповедь.

Да, Чехов говорит нам, что человек – бренный, т. е. «взятый от земли», слабый, непрочный, тленный и смертный. Его обуревают страсти, и он совершает ошибки, порой непоправимые. Но творческое кредо ПТО «МiР» – всегда дать надежду, безысходности быть не должно. И два последних рассказа – «На страстной неделе» и «Студент» – дают эту надежду. На первый взгляд они сложны и непонятны для нецерковного человека, изобилуют церковной лексикой. Но и они, думаю, способны зацепить, заставить задуматься, а что же такое вера? Почему она играет такую большую роль в жизни людей, наполняя ее смыслом и счастьем? А главное, почему я ничего подобного не чувствую?

Актеры сумели показать, как вера преображает холодный и неуютный мир, полный страданий и нищеты. Благодаря вере он становится преддверием Царства Небесного... 

Очень часто из школы мы выносим неправильные представления об авторах. Рассказы Чехова, например, многие воспринимают как сборник анекдотов. Но этот великий художник и психолог сумел показать непоказуемое: веру не в громких словах или в чудесах, а в тихом веянии Духа Божия в сердце человека. Эти рассказы (особенно последние) – вершина творчества Антона Павловича Чехова. И спасибо актерам, которые приближают к нам эти горные вершины, открывают духовные очи к более глубокому прочтению автора.

Взрослые жители города и школьники еще увидят этот спектакль после Рождества и Святок. Он рассчитан для зрителей от четырнадцати лет.

 

 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.