Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Педагоги и ученые о роли преподобного Сергия

8 ноября 2014 года

В Нижегородской духовной семинарии 5 ноября состоялась областная научно-педагогическая конференция «Роль преподобного Сергия Радонежского в духовном возрождении России».

Мероприятие было приурочено к празднованию 700-летия прп. Сергия Радонежского и 650-летия его пребывания на Нижегородской земле. Участниками форума были сотрудники Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Русской Православной Церкви, духовенство митрополии, представители Центрального архива Нижегородской области, ученые, педагоги, старшеклассники и студенты.

Пленарное заседание вел протоиерей Евгений Худин, руководитель ОРОиК Нижегородской епархии. Приветственное слово участникам конференции от имени председателя Синодального ОРОиК митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия зачитала координатор Синодального отдела по научно-методической работе Светлана Шестакова. В выступлении приводилось высказывание выдающегося историка Василия Ключевского, отмечавшего, что «при имени прп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». И все это заложено в нашей богатой духовной традиции, сформированной православной верой и церковной культурой.

Президент НГПУ им. Козьмы Минина профессор Лев Шапошников выступил с докладом «Оценка преподобного Сергия Радонежского в русской религиозной философии». А руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов сделал обзор древнерусских письменных источников о прп. Сергии Радонежском. Он рассказал о том, как постепенно складывалось житие святого, над которым трудился целый ряд авторов (Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, митрополит Макарий, Симон Азарьин и др.). Этих авторов интересовал духовный опыт, и они убирали конкретные имена, даты, биографические подробности, зато добавляли в текст идеализацию, события своего времени и посмертные чудеса святого. Поэтому есть расхождения в разных источниках, и работа историков с текстами напоминает собирание рассыпанной мозаики. Оказывается, что мы знаем не так уж и много достоверных сведений об этом, популярном и почитаемом русском святом, к мощам которого на протяжении 500 лет в Троице-Сергиеву Лавру приходили люди всех сословий – от царей и до крестьян.

Б. Пудалов считает, что самая обоснованная дата рождения отрока Варфоломея – 3 мая 1322 года. Дата преставления святого известна точно – 1392 год. Сегодня ученые на основании имеющихся документов, склоняются к тому, что встреча прп. Сергия и блгв. князя Дмитрия Донского происходила не накануне Куликовской битвы, а битвы на Воже в 1378 году. В то время у Великих князей могло несколько духовников, и прп. Сергий был одним из них. И еще один интересный сюжет:

Вплоть до начала XX века у историков, начиная от Карамзина, не было сомнений в том, что в 1363-1365 гг. в связи с конфликтом Нижегородских князей Дмитрия и Бориса Константиновичей, в Нижний Новгород посланцем от Великого князя Дмитрия Ивановича прибыл прп. Сергий Радонежский. Он, используя свои полномочия, когда не удалось помирить князей, закрыл все Нижегородские церкви. Не в прямом смысле, но объявил церковные таинства недействительными. Тогда князья были вынуждены помириться. Эта сюжетная линия прослеживалась у всех историков до тех пор, пока не была найдена старообрядческая рукопись XV века, содержащая утраченный Троице-Сергиевский летописный свод, погибший при пожаре Москвы в 1812 году. Оказалось, что «церкви затвориша» по указу Московского митрополита Алексия чиновники по особым поручениям Павел и Герасим. «Поэтому кто скажет, что все знает, тот либо дурак, либо жулик. Истина в исторической науке добывается в пыли архивохранилища или в грязи археологического раскопа, а не суемудрием в уютных кабинетах», – подытожил свое выступление Борис Пудалов, и, обращаясь к молодым участникам конференции, призвал их продолжать исторические исследования. А протоиерей Евгений Худин отметил, что не надо смешивать исторические факты и богатейшее духовное и нравственное наследие Преподобного, которое наиболее значимо для верующего человека.

Во время перерыва сотрудники ЦАНО проводили экскурсии по выставке в фойе семинарии. На ней были представлены древние рукописи Центрального архива Нижегородской области, свидетельствующие о почитании прп. Сергия. Это отрывок из Нижегородского летописца за 1365 год о пребывании прп. Сергия в Нижнем Новгороде (мы порадовались, что смогли разобрать многие слова). Были представлены жития святого из частных собраний, напечатанные в XVII-XVIII вв., наши предки читали их дома. Много документов, свидетельствующих о расцвете Сергиевских церквей на Нижегородчине, о той большой социальной миссии, которую они выполняли (образование, общества народной трезвости). По словам архивиста, в Нижегородской епархии к началу XX века было не менее 14 церквей в честь прп. Сергия, а если считать и приделы церквей, то примерно 52.

Поразили документы и рассказ главного архивиста Лады Абросимовой о том, как происходила ликвидация церквей в 1930-е гг. Общину лишали всяких доходов, потому что не совершались богослужения и были запрещены пожертвования. А затем отбирали здание церкви на том основании, что верующие его не могут содержать. В эти годы были закрыты почти все церкви Нижегородской епархии, расстреляны священники и церковные старосты. Возрождение началось в 1990-е гг., и одной из первых была открыта Сергиевская церковь Благовещенского монастыря…

Во время конференции работали две секции (педагогическая и научная), где обсуждалась роль прп. Сергия и его эпохи. На научной секции сильное впечатление произвел доклад зав. кафедрой церковной истории НДС Даниила Семикопова, который посвятил его истории одной фразы «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Ее приписывают некоему летописцу, а иногда и самому прп. Сергию Радонежскому. Ученый выяснил, что эти слова берут свое начало из актовой речи Преосвященного Антония (Храповицкого) в 1892 году в честь празднования 500-летия преставления прп. Сергия. Он дал нравственное приложение догмата о Святой Троице. Эту фразу начали широко цитировать, прилагая к политической реальности, что породило ее неправильное понимание: подобно тому, как на иконе Рублева «Троица» мы видим трех ангелов (три лица, составляющие одну сущность), так же должно быть устроено и наше общество.

На самом же деле главный смысл почитания Святой Троицы в XIV веке видели не в единстве лиц, а в том, что в домостроительстве, искуплении и спасении человека участвует вся Троица. Она в знак любви посылает Сына, который приносит Себя в жертву, дабы пришел Святой Дух. Этот же смысл мы видим и в Евангелии от Иоанна. Ученый отметил, что почитание Святой Троицы параллельно возникло в Византии в связи с полемикой с католиками, но загадка прп. Сергия, положившего начало такого почитания на Руси – в том, что нет никаких данных о его связи с византийской средой…

Множество участников конференции, представляющих светские и церковные образование и науку, показали, как велик интерес к личности прп. Сергия, который, как сказал протоиерей Евгений Худин, и ныне не оставляет нас своим духом, своими многоцелебными мощами, богатейшим наследием и своими учениками.

 

Жизнь Церкви / 20151005-встреча с сектоведами в НДС
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.