Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Евангелие в контексте современной культуры

19 октября 2014 года

15–16 октября в Нижегородской духовной семинарии прошла миссионерская конференция по Приволжскому федеральному округу в рамках подготовки к V Всецерковному съезду епархиальных миссионеров, которая состоится в Москве с 23 по 25 ноября.

Тема конференции в Нижнем Новгороде: «Евангелие в контексте современной культуры». А форум в Москве даст оценку современному состоянию православной миссии и рассмотрит актуальные проблемы развития миссионерской деятельности Церкви.

Конференция началась с молебна в храме свт. Алексия, митрополита Московского. На нем присутствовали председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, епископ Балахнинский Илия, руководители миссионерских отделов сорока одной епархии, клирики Нижегородской митрополии и др. Из Сарова на форуме были иерей Александр Брюховец, помощник благочинного Саровского округа по взаимодействию с системой образования, а во второй день – журналисты сайта «Православный Саров».

15 октября пленарное заседание открыл митрополит Георгий, а о теме конференции рассказал митрополит Иоанн. Зав. кафедрой миссиологии ПСТГУ Андрей Ефимов сделал доклад на тему: «Исторический опыт православной миссии в контексте современной культуры», а зам. председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) дал сравнительный анализ православия и западного христианства в ситуации постмодерна.

Заседание 16 октября началось с обсуждения проекта документа «Рекомендации по организации миссионерского служения в новообразованной епархии», который представил игумен Серапион. Участники совещания вносили свои предложения, задавали уточняющие вопросы по организации миссионерских служб приходов и благочиний. В каждой епархии планируется создать карту миссионерского поля, на которой графически будет отображена база данных, наложенная на карту приходов. Карты миссионерского поля епархий сведут воедино в Миссионерском отделе Патриархии. Эта информация будет обновляться, с ее помощью можно осуществлять планирование работы, определять приоритетные группы адресатов миссии. «Термины взяты из маркетинга, – прокомментировал игумен Серапион, – но ничего страшного. Батюшка Серафим, говоря Мотовилову о смысле христианской жизни, тоже употребил слово «стяжание» из терминологии купечества, но для духовных целей».

Игумен Серапион отметил, что основной формой работы является миссия на приходах. А эффективность этой деятельности определяется оперативностью реагирования на миссионерские вызовы. В малочисленных приходах ответственным за миссионерское служение будет помощник благочинного.

Создан церковный образовательный стандарт по подготовке миссионеров. Их будут учить на базе духовных учебных заведений, в Нижегородской митрополии – в Выксунском духовном училище. После прохождения аттестации выпускники курсов получат сертификат сроком на пять лет. Церковь столкнулась с проблемой лжемиссионеров, поэтому теперь это станет лицензируемой церковной деятельностью. Будет составлен епархиальный и общецерковный реестр миссионеров. Идет подготовка курсов для миссионеров в формате дистанционного обучения. Также говорилось о рисках миссионерского служения, которое не всегда понимается однозначно. Документ об организации миссионерского служения будет рассмотрен на предстоящем Всецерковном съезде епархиальных миссионеров в Москве.

Также прозвучали очень интересные сообщения.

Председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин) выступил с докладом «Иешуа Га-Ноцри или Христос. Седьмое доказательства Михаила Булгакова». О. Димитрий считает, что не во всякую аудиторию мы можем прийти с проповедью Евангелия, но евангельские истины присутствуют в литературных произведениях. Т. н. «пространство вторичных миров», созданных талантливыми авторами, оказывает влияние на людей. Христианское прочтение широко известных, культовых произведений вызывает большой интерес, что дает возможность миссионеру говорить о ценностях православия в нецерковной аудитории. О. Димитрий показал это на примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», который многие читали, но немногие поняли.

Существует множество интерпретаций произведения. Это – невозделанная грядка, и если мы не дадим христианское прочтение романа, то это сделают другие и, в лучшем случае у них получится попса, а в худшем – оккультизим. О. Димитрий рассказал, что роман создавался как апология Иисуса Христа, поскольку в то время многие увлекались идеями толстовства, отрицающими Божественность Христа, признавая Его лишь как человека и учителя. И Мастер Булгакова пишет свой роман в романе, в котором создает образ бродячего проповедника Иешуа Га-Ноцри. Его прототипом является не Христос, как кажется неискушенному читателю из-за совпадения внешних атрибутов, а князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Булгаков развивает мысль Достоевского, доказывая Божественность Христа от противного. Он и не мог предположить, что люди настолько забудут Евангелие, что примут его мистификацию за чистую монету...

Член Межсоборного присутствия и Синодальной библейско-богословской комиссии, православный философ Аркадий Малер рассказал о христианских смыслах в современном кинематографе. А. Малер возглавляет интеллектуальный клуб «Катехон» и проводит в Москве кинолекторий с просмотром и обсуждением шедевров мирового кино. Он тезисно обрисовал историю кинематографа, который изначально создавался как развлекательный аттракцион, и до сих пор многие относятся к нему именно так. В государствах с идеократическим режимом киноискусство использовалось в целях пропаганды. А обращение к теме религии, в частности, христианские мотивы в кино появились не так давно. Докладчик сделал обзор фильмов, проповедующих христианские ценности и не являющиеся таковыми. Тут бывает все непросто. Порой из экранизации христианского произведения получается нечто противоположное. Например, по мнению А. Малера, фильм «Властелин колец» пробуждает у молодежи интерес к неоязычеству, а новый широко разрекламированный фильм «Ной» полностью искажает библейский сюжет. Фильм по смыслу может быть миссионерским, но плохим как кино. Может быть добрым или патриотически-державным, но не христианским. Участники конференции долго не отпускали докладчика, спрашивая его мнение о том или ином фильме. Игумен Серапион посоветовал приглашать Аркадия Малера и иеромонаха Димитрия (Першина) с лекциями в свои епархии.

Преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук и публицист Елена Малер-Матьязова выступила по теме: «Христианское слово на современном телевидении». Она подняла вопрос, почему многие православные отрицают телевидение, но при этом благосклонно относятся к Интернету. А инославные христиане считают, что должны активно присутствовать в телеэфире: cвято место пусто не бывает. Елена Сергеевна убеждена, что православные должны давать христианскую оценку ТВ-контенту, потому что эту информацию смотрят миллионы сограждан. Критерии оценки: интеллектуальный, этический, звучит или нет христианское слово. По наблюдению докладчика, если в 90-е годы на телевидении в основном хулили Церковь, то теперь ее предпочитают не замечать, чтобы не обидеть другие конфессии. В результате, на центральном телевидении есть всего три православные передачи. Влияние православных кабельных телеканалов, несмотря на их высокое качество, несоизмеримо мало. «Одна православная передача на центральном ТВ – это больше, чем целый православный телеканал», – отметила Е. Малер-Матьязова.

Настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Нижнем Новгороде иерей Игорь Балабанов рассказал о большой социальной и миссионерской работе, которая ведется на базе этого прихода. Там духовно окормляют глухих, слепых и слабовидящих детей. Осуществляют обучение и социализацию детей с синдромом Дауна и психологическую поддержку их родителей. Действуют братства трезвости, терапевтические группы, реабилитация, последующая поддержка и воцерковление людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостями. В целом, Нижегородская митрополия курирует четыре общественные организации трезвости («Осознание», «Трезвение», «Феникс», «Линия жизни»), около года работает реабилитационный центр в д. Сергейцево, Сосновского района Нижегородской области .

Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, миссионер и диакон Георгий Максимов рассказал о деятельности православного миссионерского общества им. прп. Серапиона Кожеозерского и о современной проповеди православия нехристианам в контексте их традиционной культуры. Оказывается, как во времена первых апостолов тысячи людей обращались в христианство, так и теперь. Успешно идет миссия в странах Азии и Африки, где люди принимают православие поодиночке и большими общинами, хотя в некоторых странах это сопряжено с серьезными проблемами и даже гонениями. Интересно, что сейчас люди узнают о православии из Интернета. Поэтому миссионерское общество прп. Серапиона Кожеозерского издает и размещает на сайте православную литературу на разных языках. По словам о. Георгия, новообращенные – очень радостные и открытые люди, для них вера – это не пустой звук, и они твердо стоят в ней. Он ездит в эти страны для духовной поддержки православных общин, и призвал других присоединяться к этому делу. Подготовлена уникальная передвижная фотовыставка «Апостолы XXI века», которая рассказывает о православных в Таиланде, Индии, Малайзии, Филлипинах, Зимбабве и др. странах. Ее привозят в разные города России, где она вызывает большой общественный резонанс, в т. ч. среди неверующих людей.

В конце совещания была создана рабочая группа по неоязычеству, поскольку сейчас остро стоит проблема возрождения язычества среди народов Поволжья и влияния неоязычества на казачество и молодежь. Задача миссионеров – защитить православие, сообща найти достойный ответ на этот современный вызов.

Жизнь Церкви / 20170223-Погребение архимандрита Кирилла (Павлова)
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М. Курякиной с использованием материалов сайта http://www.nds.nne.ru/

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.