Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Велопробег «Царская дорога – 2014»

23 июля 2014 года

17 июля Церковь вспоминала Царственных страстотерпцев, в недалеком будущем этот день станет престольным праздником нашего прихода. А 19 июля состоялся велопробег, посвященный памяти Царственных страстотерпцев «Царская дорога – 2014», в нем приняли участие 15 человек.

Идея велопробега родилась спонтанно, разместили объявление на сайте «Православный Саров» и в храмах, поэтому до последнего момента было неизвестно, сколько человек поедет. Состав группы оказался сильно неоднородным: по возрасту от 5 до 40 лет. Помолившись, начали маршрут от камня батюшки Серафима за Ближней пустынкой.

По пути к КПП № 1 случился один прокол, быстро меняем камеру и едем дальше. Через 20 км – большой привал у пос. Стеклянный. Так его назвали из-за стеклянного завода, на котором делали бутыли. Их отправляли в Саровский монастырь, где в них разливали воду из святого источника. Здесь же находится «золотой межевой столб», восстановленный по инициативе исторического объединения «Саровская пустынь» в 2005 году. «Это место более 200 лет называется «золотым столбом» потому, что здесь сходились границы трех губерний: Нижегородской, Тамбовской и Пензенской. В таких местах ставились межевые столбы, на которых прибивали медную, позолоченную табличку с двуглавым орлом…» (из статьи Н. Сидорова «К истокам» в газете «Новый город №» от 31.08.2005).

После поселка сворачиваем налево. Тут асфальт заканчивается. Впереди десять километров песчаной дороги. Песок сырой и плотный, местами можно ехать, а местами приходиться идти... Особенно тяжело тем, у кого дорожные велосипеды с одной передачей. Но все когда-нибудь заканчивается, и вот уже показалось Прибрежное. Это непривычное название более подошло бы какому-нибудь курортному поселку в Крыму, может, поэтому все продолжают называть его по старому – Лесозавод. Охлаждаем ноги в быстрой каменистой речушке, это хорошо знакомый нам Сатис, но его здесь не узнать.

В километре от поселка ранее находился скит Серафимо-Понетаевского монастыря, более известный как Царский скит или Царская дача. Сейчас сохранилось лишь небольшое здание крестильни, переоборудованной под храм, где иногда совершает литургию священник из Кошелихи. Но на фотографиях Максима Дмитриева 1911 года видно, что этот скит был по-царски красив.

«В 1864 году по благословению царя Александра II Серафимо-Понетаевскому женскому монастырю были пожалованы 584 десятины пахотной земли, лесов и полей. С 1864 по 1914 год на Царском скиту было поставлено 12 келий-изб, каменный храм в честь иконы «Введение во храм Божией Матери». Выстроена также колокольня с медными колоколами и чудным малиновым звоном. Колокольня соединяла двухэтажный храм с крестильней. Скит был обнесен пятиметровой каменной стеной. Внутри «Кремлевских» стен по периметру проходили арки-ниши, в которых размещались иконы-картины (притчи) с жизнеописанием трудов и подвигов св. Серафима Саровского. В скиту подвизались 48–50 насельниц. Это были послушницы, монахини и старицы.

Из устных источников стало известно, что монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы. Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближний и дальний камушки святого Серафима.

«Кремлевская» стена по углам венчалась квадратными башнями с ангелами наверху изумительной красоты, а при въездах в скит на воротах вас встречали херувимы и серафимы удивительной лепной работы (http://www.russkie-idut.ru/vesti-05/new08.htm)». С необъяснимым энтузиазмом, достойным лучшего применения, скит был до основания уничтожен в 1930-е годы, поскольку прочно был связан с Царской семьей.

Еще у Царского скита была своя Богородичная канавка по подобию Дивеевской. При постриге в монашество высаживалась сосна, а если монашество принимало лицо императорской фамилии, то высаживалась ель. В настоящее время (как гласит табличка) осталось 200 деревьев, из них – 17 елей.

В начале Богородичной аллеи посажена большая ель игуменьи Александры, которая была расстреляна после долгих допросов и пыток в подвале крестильни в 1927 году.

Рядом с аллеей указатель – «серафимовы камни». Эти, выросшие из-под земли, древние гранитные глыбы называли раньше медведь-камни. Точно не известно, почему народная молва связала их с именем Серафима Саровского. Но за умеренную плату сюда из Дивеева регулярно возят паломников. Им показывают на камне следы от колен Преподобного; Ближнюю и Дальнюю пустынки; колодец, который выкопал батюшка; дерево, на котором висела (и сейчас висит) икона; предлагают приложиться больным местом к камню. Мы встретили большую делегацию из Казани, которая шла мимо скита к камушкам.

Возле скита мы приготовили суп на костре и попили чай с печеньем «Юбилейное». Кстати, мало кто знает, что это печенье было специально выпущено к юбилею Дома Романовых в 1913 году. После революции кондитерскую фабрику национализировали и назвали «Большевик», но производство полюбившегося многим печенья со временем продолжили под старым названием…

От Лесозавода до Кременок (около 25 км) – долгожданный асфальт (вернее, то, что от него осталось), а вокруг цветущие луга, где невероятно сильно пахнет медом. В 18 часов подъехали к Покровскому храму в Кременках, одному из красивейших в округе. Ненадолго зашли на вечернюю службу и отправились на Явленный родник.

«Источник находится примерно в километре от с. Кременки. В 1670 году 9 сентября в этих местах произошла кровопролитная битва между царским войском и крестьянами из войска Степана Разина. Накануне этого сражения в предзакатную пору вода в источнике покраснела, и в ней проявился лик Божией Матери, которая оплакивала погибших. После сражения не хватало воды в колодцах обмыть тела убиенных. С тех пор источник получил свое название «Явленный».

Его называют еще и Серафимовским, потому что однажды в летнюю пору возвращались местные крестьянки с сенокоса, и явился им здесь преподобный Батюшка. И он сказал, что Пресвятая Богородица, прежде чем пройти по Канавке, водой из этого источника умывает Свое лицо.

В 1903 году через с. Кременки проезжал царский поезд на открытие мощей преподобного Серафима Саровского. Местные жители торжественно встретили Государя и поднесли в деревянном ковше воды из источника. Напившись, царь Николай II сказал, что прежде такой воды не пивал. И попросил жителей проводить его до источника. Здесь он подарил им икону Серафима Саровского в серебряном окладе.

Жители рассказывали, как в советские времена вывозили мощи преподобного Серафима Саровского из Сарова. Четыре одинаковых тройки разъехались из бывшего мужского монастыря на четыре стороны. Когда одна из этих троек, въехав на взгорок поравнялась с Явленным источником, колокол кременковской церкви сам собою ударил в набат. И люди припадая на колени возле дороги, со слезами провожали серый гробик с мощами преподобного Серафима Саровского» (http://адм-дивеево.рф/sp/derevni/sata5/).

Нам тоже водичка очень понравилась. К сожалению, не получилось искупаться, поскольку идет реконструкция родника. Подкрепились, спели тропарь Преподобному и отправились в путь.

От Кременок до Балыково ехали по старинной грунтовой дороге. «Дорога эта известна с шестнадцатого века, по ней мчались послы из Москвы в Казань и обратно. И хотя ей пятьсот лет, народ о ней помнит, только как о Царской. Действительно, такое большое стечение народа на дороге было только в 1903 году, хотя она не пустовала с того самого дня, как только в России узнали – из газет ли, по слухам ли – что готовится канонизация Саровского чудотворца, и в этом торжестве примут участие сам царь и его семья.

Для этого случая в короткое время решено было улучшить Посольскую дорогу. На всем пути следования Николая II от Арзамаса до Балыкова, а там уж и Саров, путь приводился в порядок: устанавливалась специальная железнодорожная платформа в открытом поле, чтобы царь ненароком не утоп в арзамасской грязи. По Кременкам укладывался белый камень, чтобы государь оценил состояние своих деревень. Срывались бугры и пригорки, делалась высокая насыпь, чтобы путь был ровен и прям…. Николай II в своих дневниковых записях оставит: «Прокатились легко, дорога была не утомительна…» (Иван Чуркин. «На монаховом пригорке. Рассказы жителя святой земли Русской»).

До Балыково проехали по непонятно кем и как сохраненной березовой аллее, которая была высажена вдоль дороги специально к приезду царя. В прошлом году в начале и конце аллеи были установлены большие деревянные кресты.

Огромное спасибо всем участникам этого паломнического велопробега. Особенно хочется отметить юных велосипедистов,: Машу Гусихину, Леню Мармышева (9 лет) и Таню Курякину, которые наравне со взрослыми преодолели более 70-ти километров пути (из них 18 по бездорожью), проявив стойкость, выносливость и терпение.

Мы проехали небольшое расстояние по пути следования Царственных страстотерпцев, который, быть может, стал для них маленьким шагом к святости. Очень надеюсь, что нам с ними по пути.

Военно-патриотическая работа с молодежью и спорт

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

А. Голубев, фото исторические и участников велопробега

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.