Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Фестиваль колокольных звонов: концерт или проповедь?

27 мая 2014 года

24 мая, в День славянской письменности и культуры, на Монастырской площади прошел IV городской фестиваль колокольных звонов и духовных песнопений, посвященный празднованию в России Года культуры и 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского. 

Открыли фестиваль директор городского департамента культуры и искусства Елена Рогожникова и иерей Сергий Скузоваткин, которые говорили о значении этого праздника и духовном наследии прп. Сергия. Ведущие праздника – преподаватель ДШИ Марина Шитова и сотрудник библиотеки Ольга Грахова – рассказывали горожанам об искусстве колокольного звона и подвигах прп. Сергия.

В этом году участников фестиваля и зрителей было несколько меньше, чем в прошлые годы, а его удачно найденная форма проведения осталась без изменений: колокольные звоны сменяли выступления ведущих и хоровых коллективов. На сцене пел сводный хор Саровского монастыря и прихода храма Всех Святых (регент – Лилия Золотовская) и ансамбль преподавателей ДШИ «Кантабиле» (рук. – Анжелика Ермакова).

Прибыли постоянные участники фестиваля – представители Московской школы звонарей Ильи Дроздихина, 7 звонарей из Москвы и Московской области. Впервые приехала преподаватель Школы звонарей Ангелина Соловьева со своей характерной манерой исполнения. Москвичи играли на монастырской звоннице, но Илья Дроздихин мечтает, чтобы участники фестиваля смогли продемонстрировать свое искусство и на колокольне Саровского монастыря, когда та будет восстановлена.

По просьбе департамента культуры и искусства гости привезли с собой переносную малую звонницу с шестью колоколами, отлитыми в собственной мастерской. Их опоясывали надписи: «Всякое дыхание да хвалит Господа» и «Благословите Господа с небес». Илья рассказал, что они отливают колокола до двух с половиной тонн, много колоколов для московских храмов, строящихся по «Программе-200», а также – колокола для Святой земли. В прошлом году они повесили свой колокол на колокольню храма Гроба Господня в Иерусалиме (прим. – На которой уже есть русские колокола, отлитые в дореволюционное время). Также колокол мастерской Ильи Дроздихина висит в православном храме в Хевроне, где находится Мамврийский дуб, возле которого было явление Святой Троицы праотцу Аврааму.

Ученики школы звонарей Ильи Дроздихина активно разъезжают, чтобы показывать людям разные виды колокольного звона, их красоту, делиться опытом с местными звонарями. К сожалению, в этом фестивале пока не участвуют саровские звонари, которые обзванивают богослужения в монастыре и, с этого года, в храме Иова Многострадального. В связи с этим мы задали Илье Дроздихину такой вопрос: «Колокольный звон является частью богослужения. Насколько уместно концертное исполнение во время фестивалей?»

Илья: «Я не вижу в этом ничего плохого. Мы же слушаем выступления знаменитых московских хоров Сретенского или Свято-Данилова монастыря. Они устраивают пасхальные концерты, которые являются своеобразной проповедью. Так же и колокольные звоны служат миссионерской цели – призывают к молитве. Но если священник проповедует тем, кто пришел на богослужение, то звонарь созывает на молитву тех, кто, может быть, еще ни разу не был в храме. Его задача – зажечь искорку в сердце человека, позвать его на службу. Конечно, очень тонкая грань отделяет такую проповедь от концертирования. Я считаю неприемлемым ставить звонницу, например, в клубе, где проходят рок-концерты. А здесь – пасхальный праздник на территории монастыря. Само место освящает фестивальное действо. Здесь присутствует священство, и звонари приехали церковные, они хотят приобщить людей к древней традиции. Также мне нравится, что в Сарове проходит именно фестиваль, а не конкурс звонарей. Здесь нет первых и последних, все позвонили хорошо. Поэтому для звонарей в этом нет никакого искушения». 

– «Мне кажется, что многие люди хоть и не различают тонкости звонов, но подсознательно отождествляют колокола с храмом».

Илья: «Это действительно так. Когда мы во время других фестивалей устанавливали звонницу в парке, то люди крестились и даже прикладывались к колоколам. Для них это – святыня. Может быть, и неплохо еще раз пробудить в людях это чувство».

– «Как вы относитесь к идее целительной силы колокольного звона?»

Илья: «С одной стороны, колоколам приписывали целебные свойства. И даже в чине освящения колокола говорится о том, что он возбуждает сердце человека на молитву и отгоняет всю силу, коварство и наветы невидимых врагов, т. е. бесов. Мы знаем Чумной колокол, специально отлитый во время эпидемии чумы в Москве в XVII веке… Но я категорически против утверждения, что колокола имеют целебные свойства и сами по себе лечат. Господь может помочь посредством колоколов, чудотворных икон, святых источников и других материальных субстанций. Но мы же обращаемся не к иконе или воде, а к Господу или святому, изображенному на иконе, т. е. – к Первообразу. Колокола могут иметь какие-то целебные свойства только по милости Божией...

В конце фестиваля все участники были награждены памятными дипломами. А родители с детьми устремились к переносной звоннице, чтобы самим позвонить в колокола.

 

Культура / 2013.17.05 \"Акция Против насилия и концерт Песня русскаяя, родная.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.