10 апреля 2014 года
9 апреля в Городской художественной галерее открылась выставка скульптора Алексея Леонова – первая экспозиция в рамках культурно-просветительской программы «Вестники культурной эволюции», организованной департаментом культуры и искусства администрации Сарова и Международным художественным фондом»…
В житии мучеников первых веков христианства встречается сюжет, когда святого приводят в языческий храм для поклонения богам, но тот молится Иисусу Христу, и священные статуи падают и разбиваются. В таком языческом пантеоне я почувствовала себя, придя на открытие выставки скульптуры Алексея Леонова.
Слово «пантеон» в переводе с древнегреческого – храм всех богов. Язычники исповедовали политеизм или многобожие. Они ничего не имели против Иисуса Христа как одного из богов. Но упрямые христиане отказывались почтить иных богов, символически бросить горсть зерна на алтарь, и за это расплачивались жизнью.
Справа, в начале осмотра – как первые среди равных – выделяются фигуры представителей семьи Рерихов, которые были политеистами. Бюст Елены Рерих называется «Матерь Агни Йоги». Есть на выставке и скульптуры Божией Матери и Христа, некоторые – с аллегорическими названиями: «Святая покровительница», «Учитель Любви». Действительно, для последователей учения Рерихов «Живая этика» Христос – не более, чем учитель.
Сначала теряешься в обилии персонажей: христианские святые, и тут же представители совсем иной духовности: Кришна со священной флейтой, основатели неоиндуистских сект… Великие ученые, художники, философы, завоеватели, основатели религий и одиозные фигуры, например, Джордано Бруно, католический монах, сожженный не за научные убеждения, а за проповедь оккультизма. На столике – краткий справочник по всем персонажам – для самообразования посетителей.
Есть и бюст прп. Серафима Саровского. Святой смотрит как-то непривычно угрюмо и исподлобья. Видно, неуютно в такой компании. А на фото – литой памятник батюшке Серафиму – часть скульптурной композиции «Четыре мудреца» в Центре «Этномир» в Калужской области. Три остальных мудреца – это восточные религиозные философы Лао Цзы, Джалаледдин Руми и йог Шри Ауробиндо. Композиция олицетворяет «единство путей познания мира во всем его разнообразии… Ступени, ведущие наверх, к мудрецам, символизируют разные пути, ведущие к достижению общей цели: единству и гармонии». Оказывается, и йог, и батюшка Серафим пришли к одному и тому же!?
Алексей Леонов – молодой талантливый украинский скульптор классической школы. Работает в технике глины «шамот», т. е. глины с твердыми примесями. На выставке представлено 39 скульптур и фотографии других произведений. Автору всего 32 года. Огромное количество работ говорит о том, что он великий труженик. Но…
Кому и чему служат эти труды? Только ли пробуждению добрых чувств у зрителя? Сюжетные работы показались мне наиболее интересными и естественными. Но очень много скульптурных портретов с каким-то особенным выражением лица. Наверное, автор хотел показать их состояние просветления, близости к божеству. Вообще, А. Леонов любит изображать молитвенное состояние: от Моисея в развевающихся одеждах, устремленного к Богу, до Будды, безмятежно сидящего на цветке лотоса. Мне показалось, что художник не просто творит произведения искусства, а выполняет некую сверхмиссию религиозного характера.
Автор работ не смог приехать в Саров из-за режимных ограничений. Его представитель, Н. В. Макаренко (исп. директор Международного движения за утверждение всемирного дня культуры под знаменем мира – это, на самом деле, рериховская организация), на открытии выставки говорил, что ее главная идея – чтобы люди прониклись уважением к культуре. Он рассказал об авторе и приоткрыл секреты его творческой кухни. Прежде, чем изобразить тот или иной персонаж, художник сосредотачивается на нем, и находится в молитвенном предстоянии, пока не произойдет вспышка – он видит его некоторое время своим внутренним зрением и спешит воплотить в материале. Такой, вот, духовный опыт, напоминающий спиритический сеанс.
Задала вопрос директору галереи О.В.Ватулиной, не смущают ли ее некоторые персонажи? Она мне посоветовала воспринимать это как искусство, и не более того.
Я бы и рада, если бы на открытии выставки представитель художника не рассказывал про вестников эволюции человечества, которые установили связь со Всевышним и несут духовное возрождение России, про синтез религий, науки и искусства. Про то, что возле этих скульптур люди исцеляются, а малые дети начинают молиться, креститься и становиться на колени. Все это слушали ученики Художественной школы, посетившие мероприятие. Попросила Николая Макаренко пояснить, кто такие вестники эволюции. Он убежденно заговорил о развитии человечества по спирали, устремленной к Богу. Что каждому надо стать богом. О том, что первоначальный текст Евангелия искажен. Что все народы верят в одного и того же Бога, только по-разному называют его. «А если вам это сложно понять, нужно расширить сознание», – посоветовал он мне. Еще одна ключевая фраза из арсенала последователей учения Рерихов.
Хотелось бы воспринимать выставку прекрасного скульптора просто как искусство, но не получается оторвать культуру от корня «культ». Остаются вопросы. Автор во время работы над произведением получает откровения свыше. Откуда? И кому он молился, чтобы изобразить Рерихов, учение которых, по определению Архиерейского собора РПЦ 1994 года несовместимо с христианством? Цитата: «...язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Е. Блаватской, «Учение живой этики» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви» (подробнее см. www.sektoved.ru). Позволю себе процитировать этот сайт: «Рериховское движение – религиозный культ оккультно-антихристианского характера. Крайне опасен интенсивным отрицательным воздействием на психику человека… В настоящее время движение оформилось в виде огромного числа культурно-просветительских и образовательных центров, раскинутых плотной сетью по России и за рубежом, которые стали своего рода центрами по распространению оккультных воззрений Рерихов. Прикрываясь маской культурного просвещения, оккультисты активно проникают в светские и государственные учреждения страны, в том числе в систему образования».
О. В. Ватулина: «Сейчас ругают молодежь. Что она бездуховная. Вот, автор, представитель молодежи, высокодуховный, очень зрелый человек и профессионал…»
Обычно противопоставляют духовное бездуховному. Но ведь и духовность бывает разная. Иоанн Богослов предупреждает нас в своем Первом послании: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире…»
На выставке представлено идеациональное искусство, которое имеет цель приблизить человека к Богу. Точно так же, как иконопись или храмовое зодчество. Но к какому Богу нас приближает творчество Алексея Леонова? Ведь если «каждому надо стать Богом», то речь идет о самообожествлении. И тогда Христос становится лишним и ненужным.
Диакон А. Кураев в книге «Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии» говорит о том, что миссионерская необходимость поиска общего языка с православной культурой толкает многих теософов к сближению с христианством… Но не надо обманываться на этот счет. Если христиане исповедуют Пресвятую Троицу, то оккультная теософия «Агни-йоги» утверждает, что Бога как Личности не существует…. В религиозной жизни человека на место живого, личного, любящего Бога заступает безликий и равнодушный, слепой «закон кармы»...
Вспоминаются «добрые» кришнаиты, которые угощают прохожих своими экзотическими блюдами. А потом оказывается, что еда посвящена Кришне. И люди, не зная того, поели идоложертвенную пищу, т. е. их использовали втемную…
Адепты учения Рерихов активны, используют извечный сектантский прием – не представляться своим настоящим именем. Сейчас они назвались деятелями культуры, благо 2014 год указом президента объявлен Годом культуры.
Святые отцы учили подходить ко всему с рассуждением. Например, прп. Петр Дамаскин говорил: «Рассуждение... есть свет, и рождающееся от него прозрение есть самое нужное из всех добродетелей. Ибо что нужнее человеку, чем видеть тайные хитрости демонов и охранять свою душу при содействии благодати?» Это поучение особенно актуально в области искусства, сильно воздействующего на эмоции помимо разума.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна