Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Об иконах Божией Матери

2 февраля 2014 года

Встреча в Клубе любителей православной книги  30 января была посвящена Божией Матери. На этот раз кроме ведущей Клуба Надежды Тарасовой выступали и его рядовые, но постоянные члены.

Надежда Александровна  познакомила собравшихся с книгой духовного писателя начала 20 века Евгения Поселянина (Е.Н.Погожева) «Богоматерь», в которой автор собрал все известные ему сведения о земной жизни Пресвятой Девы Марии, использовав  в качестве источников и апокрифические Евангелия (Церковь не признает их как вероучительные источники, но берет из них исторические факты ). Эта книга – венец творчества Евгения Погожева, который был духовным сыном Оптинского старца Амвросия, а закончил свою жизнь в советское время как мученик. Он не отрицал своих религиозных и монархических взглядов, отбыл ссылку с 1924 по 1926 год, а  после второго ареста в 1930 году был расстрелян (житие).

Одно из сохранившихся материальных свидетельств земной жизни Божией Матери – ее Честной Пояс ­ – два  года назад побывал в России. А на праздник Рождества Христова в этом году другая священная реликвия посетила нашу страну. Со Святой горы Афон были привезены Дары волхвов. Надежда Александровна  побывала в Москве специально, чтобы поклониться Дарам. Она рассказала о своей поездке (подробно - здесь). Дары волхвов сохранились в виде золотых пластин, украшенных тончайшим орнаментом (без христианской символики, что доказывает их древнее происхождение) и скрепленных с ними шариков из ладана и смирны. Богородица хранила преподнесенные Ее Сыну Дары всю свою жизнь. После Ее Успения они находились в Иерусалиме, были перевезены в Константинополь, в Никею, а затем попали на Афон, как дар Сербской царевны Мары. До 2014 года Дары волхвов не покидали Греции.

Тему встречи продолжил Борис Леонидович Макарьянц, по профессии  врач-кардиолог. Он подготовил обширный доклад об иконе Божией Матери Шуйской-Смоленской. Удивительно, что в его семейном архиве, не смотря на  все перипетии жизни в советский период, сохранилась старинная книга «Сказание о чудесах Шуйской-Смоленской Божией Матери». Ее неспроста так бережно хранили. Указанный на титульном листе книгоиздатель Турушин – прадед Бориса Леонидовича.  Эта книга сыграла особую роль в жизни Б.Макарьянца. Он взялся читать ее, уже будучи врачом, и у него появились, как он сам говорит, «медицинские вопросы», которые затем переросли в интерес в Православию и далее... Шуйская-Смоленская чудотворная икона Божией Матери была написана в середине 17 века в городе Шуя, где в то время свирепствовала чума. Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили одному благочестивому иноку написать образ Смоленской Божией Матери, издревле бывшей спасительницею русских людей от врагов и бед. Целую неделю, пока писался образ, прихожане пребывали в посте и молитве. Именно в это время случилось, согласно преданию, первое чудо. Прорись иконы трижды самопроизвольно изменялась. Происходило, как написано в книге,  «самоначертанное рисование». Извод  смоленский менялся на другой, ранее в том месте неизвестный.

Когда икона была написана(в том виде, как Пресвятая Дева Сама пожелала), ее перенесли в церковь и поставили на почетном месте. С того момента выздоровели все, кто был при смерти и больше никто не заболевал. Через 12 лет перед этой иконой исцелился бесноватый отрок. А за три дня до празднования Смоленской иконы Божией Матери начались множественные исцеления (по преданию  – 40). Все чудеса, собранные  в книге, документированы. Священник записывал их со слов прихожан,  но и сам видел все своими глазами. Причем фиксировалось время церковной службы, когда эти чудесные события происходили. К сожалению,  Шуйская-Смоленская икона до наших дней дошла только в списках. Хранившийся в Шуе образ исчез в конце 30-х годов  20 века и его местонахождение  не известно. Когда началось изъятие церковных ценностей, в Шуе были расстреляны священники и миряне. Один из шуйских священников О.Николай Миловский – автор богослужения, посвященного Шуйскому-Смоленскому образу. Он составил его в 1924 году.

Другой постоянный член  Клуба, Галина Ивановна Бессараб, рассказала о своей любимой иконе – «Всех скорбящих Радость, с грошиками». В 1888 году в Петербурге во время сильной грозы молния ударила в часовню, в то место, где находилась  икона. Образ не пострадал, а, наоборот, обновился, и к нему прилипли несколько  выпавших из разбитой сборной кружки грошиков. Именно с этой иконы у Галины Ивановны начался интерес и к другим образам Божией Матери, каждый из которых имеет свою историю благодатной помощи Божией людям.  Надежда Александровна рассказала об иконе «Избавление от бед страждущих», находящейся в Никольском соборе Арзамаса. Она прославлена чудесами и в наше время, об одном из них – исцелении от туберкулеза легких в последней стадии – Н.Тарасовой рассказала сама исцеленная, ныне – монахиня. А в фильме о Казанской иконе Божией Матери Кулевчанской – еще одно чудо, это оживающие и расцветающие лилии под стеклом у иконы.

Журналист Мария Курякина рассказала о Тихвинской иконе Божией Матери, которая совсем рядом с нами – в селе Аламасово. А происхождениям своим она еще ближе, так как до разорения Саровской пустыни находилась в одном из храмов монастыря. С тех, как эта икона пребывает в Аламасовской Троицкой церкви, 9 августа стало особым храмовым праздником (подробнее - здесь ), когда в Аламасове ждут гостей со всего света и каждого готовы усадить за праздничную трапезу.

В конце встречи в Клубе выбрали ответственного за телефонный обзвон, по предложению Надежды Тарасовой это послушание взяла на себя постоянный и активный участник всех заседаний  Лилия Васюхина.

Культура

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.