20 января 2014 года
В этот день, 19 января, в прорубь забираются не только заядлые зимние купальщики, сторонники закаливания и здорового образа жизни, но и люди, в обычное время не утруждающие свою натуру физическими подвигами. Хочется поделиться наблюдениями, сделанными у иордани в двух местах – на пруду Боровое (бассейн) и в Балыкове.
Иордань на бассейне появилась в Сарове первой, в 2010 году. И это событие, безусловно, было прорывом. До этого только «моржи» нарушали целостность ледяной коры пруда. А тут к процессу подключились пожарные (МЧС), Церковь. По совету священника проруби придали вид креста. Еще один крест сложили из пиленых ледяных пластин. Получилось тогда очень красиво. Затем освятили воду. С тех пор это повторяется ежегодно. Стало складываться взаимодействие разных структур, светских и церковных, в деле возрождения русской традиции – купаться в проруби-иордани в праздник Крещения Господня. Но не все так просто.
Обычно батюшка, иеромонах Саровского монастыря, освящал воду рано утром 19 января. А купающиеся спешили к проруби уже накануне, не дожидаясь освящения. Для них сигнал заходить в воду – 00.00 – наступление полуночи. Ночью дежурили спасатели, очищали воду от ледяной шурпы, тут же – «скорая», на всякий случай… Все очень организованно и цивилизованно, как принято делать в Сарове. В этом году воду освятили раньше, в Крещенский сочельник 18 января. Но это не изменило ситуацию. Никого из купальщиков в момент освящения не было (кроме организаторов купаний). А к ночи толпы опять потянулись к бассейну. Добрая половина пришла просто посмотреть. Люди с собачками, гуляющие парочки. Другие - с намерением окунуться, но и они топтались и мерзли - "для надежности" упорно ждали полночи, не обращая внимания на сообщения, что вода уже освящена. В толпе явственно ощущался запах винных паров, время от времени прорывались нецензурные выражения у купальщиков или у зевак. В полночь у раздевалки выстроилась очередь...
Где ярче свет, там гуще тьма. В моменты праздников доброе и злое перемешивается. Вернее, перемешано оно всегда, но тут этот микс становится заметнее, явственнее. Я помню и светлые лица купальщиков, которые радовались своему зимнему подвигу, совершенному ими во имя Крещения Господня, во имя того, что мы, русские, – православные! Но помню и пьяных разудалых мужичков, пришедших себя показать, свою лихость. И тех, кто купнувшись, тут же припадал к бутылке или, более цивильно, - к чашечке глинтвейна.
В каком-то году ездила с нашими прихожанами на Серафимовский источник в Хитром. Выехали поздно и как раз поспели к двенадцати. На подходе к источнику продавались емкости для воды, рубашки и полотенца, а также - шашлыки, чай и кое-что покрепче… На самом источнике – вперемешку и молитвенные погружения в воду, и дикие прыжки с выкриками, мат… А над всем этим наверху, возле креста, горят свечи и маленькие дети с мамой тихими голосами пели акафист батюшке Серафиму... Мне больше не захотелось повторять этот крещенский выезд.
В этом году, по оценкам организаторов, в иордани на Боровом окунулись около 250 человек. Многие из пришедших к иордани внутренне тянутся к истине, к чуду. Большинство осеняют себя крестным знамением, умело или нет. Может быть их ожидание волшебной полночи – это как раз вера в силу особого праздника, когда воды Иордана, встретив Господа, повернули вспять? (Паломники, кто сподобился побывать в день Крещения Господня на Иордане в том самом месте, где это произошло, сами видели, как в момент опускании в воду креста, в ней образуются вихревые потоки. Иордан, как и две тысячи лет назад, поворачивает вспять.) Но церковная традиция таким стихийным купальщикам чаще всего чужда. Церковь – где-то там, далеко, в параллельном мире, а они здесь.
Наверное, приходит время наводить порядок в крещенских купаниях. И не только с точки зрения физической безопасности (с этим, благодаря взаимодействию светских структур, все отлично), но и безопасности духовной. Может быть, надо освящать воду тогда, когда к иордани приходит народ? Идти навстречу к тем, кто в этом наиболее нуждается? Только в эту ночь встреча возможна. В храм они не придут. Может быть, именно здесь и в этот момент надо говорить проповедь, раздавать листовки с рассказом о празднике Богоявления и Крещенской воде, включать духовные музыкальные произведения? Просвещать тех, кто еще тянется к свету, причем способен на подвиг, даже жаждет этого.
Не знаю, как и что нужно сделать, чтобы к нам вернулась в неискаженном виде эта благочестивая традиция – славить Крестившегося в водах иорданских Христа своим телесным подвигом – купанием в холодной зимней иордани. Но мне понравилось то, что вот уже второй год происходит на пруду Балыковском, возле часовни святому Георгию Победоносцу. Освящение вод происходит 19 января в полдень. И люди здесь собираются не случайные. Все участвуют в молитве, слушают проповедь священника, а потом самые крепкие телом и духом погружаются в воду. Для кого это важно, берут благословение. При такой форме организации Церковь - среди людей и она может направить, предостеречь. Например, о.Сергий Скузоваткин, который проводил водоосвящение в Балыкове, предупредил собравшихся, чтобы они хорошо взвесили все «за» и «против» зимнего купания, потому что это – не «обряд очищения от грехов», а своеобразный «православный спорт». Спорт, понятное дело, доступен не всем. Нужны длительные тренировки, а массам более доступна физкультура (прохладный душ в ванной).
«Купание в иордани на Крещение не является обязательным действием. Это делается не для очищения от грехов, - сказал о.Сергий, - очищает от грехов только искреннее покаяние! Представьте себе, что ваш родной ребенок сделал что-то плохое, согрешил перед вами, а потом и говорит: «Вот я искупаюсь, и мне все грехи простятся». Не пойдет так, верно? Все-таки надо ему у вас прощения попросить… Так что купайтесь аккуратно, как говорится, без фанатизма. Господи, благослови!»
Вот такие размышления. Для себя я точку в этой теме не ставлю. По крещенским купаниям дискуссия в Церкви идет постоянно (после статьи - несколько ссылок по этой теме). Одно для меня ясно - людей у проруби без духовного окормления оставлять нельзя.
Протоиерей Георгий Полозов, настоятель Знаменского храма в Ховрине (Москва): "Мы всех приглашаем искупаться на Крещение!"
Епископ Домодедовский Евтихий: "Почему я против крещенских купаний"
Крещение и купание — ответы на вопросы
Главврач России рассказал, кому противопоказаны Крещенские купания
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна