Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Православный спорт или языческое действо?

20 января 2014 года

В этот день, 19 января,  в прорубь забираются не только заядлые зимние купальщики, сторонники закаливания и здорового образа жизни, но и люди, в обычное время не утруждающие свою натуру физическими подвигами. Хочется поделиться наблюдениями, сделанными у иордани в двух местах – на пруду Боровое (бассейн) и в Балыкове.

Иордань на бассейне появилась в Сарове первой, в 2010 году. И это событие, безусловно, было прорывом. До этого только «моржи» нарушали целостность ледяной коры пруда. А тут к процессу подключились пожарные (МЧС), Церковь. По совету священника проруби придали вид креста. Еще один крест сложили из пиленых ледяных пластин. Получилось тогда очень красиво. Затем освятили воду. С тех пор это повторяется ежегодно. Стало складываться взаимодействие разных структур, светских и церковных, в деле возрождения русской традиции – купаться в проруби-иордани в праздник Крещения Господня. Но не все так просто.

Обычно батюшка, иеромонах Саровского монастыря, освящал воду рано утром 19 января. А купающиеся спешили к проруби уже накануне, не дожидаясь освящения. Для них сигнал заходить в воду – 00.00 –  наступление полуночи. Ночью дежурили спасатели, очищали воду от ледяной шурпы, тут же – «скорая», на всякий случай… Все очень организованно и цивилизованно, как принято делать в Сарове. В этом году воду освятили раньше, в Крещенский сочельник 18 января. Но это не изменило ситуацию. Никого из купальщиков в момент освящения не было (кроме организаторов купаний). А к ночи толпы опять потянулись к бассейну. Добрая половина пришла просто посмотреть. Люди с собачками, гуляющие парочки.  Другие - с намерением окунуться, но и они топтались и мерзли - "для надежности" упорно ждали полночи, не обращая внимания на сообщения, что вода уже освящена. В толпе явственно ощущался запах винных паров, время от времени прорывались нецензурные выражения у купальщиков или у зевак.  В полночь у раздевалки выстроилась очередь...

Где ярче свет, там гуще тьма. В моменты праздников доброе и злое перемешивается. Вернее, перемешано оно всегда, но тут этот микс становится заметнее, явственнее. Я помню и светлые лица купальщиков, которые радовались своему зимнему подвигу, совершенному ими  во имя Крещения Господня, во имя того, что мы,  русские, – православные! Но помню и пьяных разудалых мужичков, пришедших себя показать, свою лихость. И тех, кто купнувшись, тут же припадал к бутылке или, более цивильно, - к чашечке глинтвейна.

В каком-то году ездила с нашими прихожанами на Серафимовский источник в Хитром. Выехали поздно и как раз поспели к двенадцати. На подходе к источнику продавались емкости для воды, рубашки и полотенца, а также - шашлыки, чай и кое-что покрепче… На  самом источнике – вперемешку и молитвенные погружения в воду, и дикие прыжки с выкриками, мат…  А над всем этим наверху, возле креста, горят свечи и маленькие дети с мамой тихими голосами пели акафист батюшке Серафиму... Мне больше не захотелось повторять этот крещенский выезд.

В этом году, по оценкам организаторов, в иордани на Боровом окунулись около 250 человек. Многие из пришедших к иордани внутренне тянутся к истине, к чуду. Большинство осеняют себя крестным знамением, умело или нет. Может быть их ожидание волшебной полночи – это как раз вера в силу особого праздника, когда воды Иордана, встретив Господа, повернули вспять? (Паломники, кто сподобился побывать в день Крещения Господня на Иордане в том самом месте, где это произошло, сами видели, как в момент опускании в воду креста, в ней образуются вихревые потоки. Иордан, как и две тысячи лет назад,  поворачивает вспять.) Но церковная традиция таким стихийным купальщикам чаще всего чужда. Церковь – где-то там, далеко, в параллельном мире, а они здесь.

Наверное, приходит время наводить порядок в крещенских купаниях. И не только с точки зрения физической безопасности (с этим, благодаря взаимодействию светских структур, все отлично), но и безопасности духовной. Может быть, надо освящать воду тогда, когда к иордани приходит народ? Идти навстречу к тем, кто в этом наиболее нуждается? Только в эту ночь встреча возможна. В храм они не придут. Может быть, именно здесь и в этот момент надо говорить проповедь, раздавать листовки с рассказом о празднике Богоявления и Крещенской воде, включать духовные музыкальные произведения? Просвещать тех, кто еще тянется к свету, причем способен на подвиг, даже жаждет этого.

Не знаю, как и что нужно сделать, чтобы к нам вернулась в неискаженном виде эта благочестивая традиция – славить Крестившегося в водах иорданских Христа своим телесным подвигом – купанием в холодной зимней иордани. Но мне понравилось то, что вот уже второй год происходит на пруду Балыковском, возле часовни святому Георгию Победоносцу. Освящение вод происходит 19 января в полдень. И люди здесь собираются не случайные. Все участвуют в молитве, слушают проповедь священника, а потом самые крепкие телом и духом погружаются в воду. Для кого это важно, берут благословение. При такой форме организации Церковь­ - среди людей и она может направить, предостеречь. Например, о.Сергий Скузоваткин, который проводил водоосвящение в Балыкове, предупредил  собравшихся, чтобы они хорошо взвесили все «за» и «против» зимнего купания, потому что это – не «обряд очищения от грехов», а своеобразный «православный спорт». Спорт, понятное дело, доступен не всем. Нужны длительные тренировки, а массам более доступна физкультура (прохладный душ в ванной).

«Купание в иордани на Крещение не является обязательным действием. Это делается не для очищения от грехов, - сказал о.Сергий, - очищает от грехов только искреннее покаяние! Представьте себе, что ваш родной ребенок сделал что-то плохое, согрешил перед вами,  а потом и говорит:  «Вот я искупаюсь, и мне все грехи простятся». Не пойдет так, верно? Все-таки надо ему у вас прощения попросить… Так что купайтесь аккуратно, как говорится, без фанатизма. Господи, благослови!» 

Вот такие размышления. Для себя я точку в этой теме не ставлю. По крещенским купаниям дискуссия в Церкви идет постоянно (после статьи -  несколько ссылок по этой теме). Одно для меня ясно - людей у проруби без духовного окормления оставлять нельзя.

Протоиерей Георгий Полозов, настоятель Знаменского храма в Ховрине (Москва): "Мы всех приглашаем искупаться на Крещение!"

Епископ Домодедовский Евтихий: "Почему я против крещенских купаний" 

Крещение и купание — ответы на вопросы

Главврач России рассказал, кому противопоказаны Крещенские купания


События и праздники / День семьи любви и верности 08.07.2011
 
Ну как же без бутербродов!
Ну как же без бут...
Добровольные помощники жюри тут как тут!
Добровольные помо...
Блины исчезают быстрее, чем фотоаппарат наводит на резкость
Блины исчезают бы...
 
Жюри кажется растерялось...
Жюри кажется раст...
 
А вот и добровольные помощники жюри!
А вот и доброволь...
И этот пирог мы сейчас тоже попобуем!
И этот пирог мы с...
Угощайтесь все!
Угощайтесь все!
 
Поздравляем молодую семью - Ершовых!
Поздравляем молод...
 
Как же без подарков?
Как же без подарк...
Дружная приходская семья
Дружная приходска...
1 2 3 4

 

 

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.