Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Студенты исследуют социальную справедливость или Воспитание духовно организованного мышления

7 декабря 2013 года

4 декабря в СарФТИ состоялась первая студенческая конференция «Социальная справедливость и рыночная экономика».

В ней участвовали студенты 2 и 3 курса Экономико-математического факультета. Организатор конференции – зав. кафедрой теологии СарФТИ О. В. Савченко. Редакция «Православного Сарова» всегда старается освещать студенческие конференции по гуманитарным и социальным наукам, эта – была уже девятой по счету. 

Конференция проходила по двум предметам: «История экономических учений» и «Институциональная экономика» (это – междисциплинарное направление между социологией и экономикой). Современный отечественный институционализм рассматривает экономику как сферу культуры. Институции – это нравы, обычаи, мировоззренческие позиции. За всеми выступлениями стояла работа в сфере духовно-нравственного воспитания. И каждый докладчик развивал мысль, что на производственные силы и производственные отношения влияют внеэкономические факторы.

В работе И. Климовой и М. Терентьевой «Представления о богатстве в отечественной культурно-производственной традиции» была четко показана связь архетипов о богатстве  с православным мировоззрением. Даже этимологически слово «богатство» имеет корень «бог», т. е. богатый – наделенный Богом. Выступавшие говорили о внутреннем богатстве человека, которое по значимости поставили впереди материального богатства. Поэтому в глазах россиян, справедливое общество – это, во-первых, общество равных возможностей и, только на втором месте, – общество равных доходов. Один из членов жюри с недоумением задал вопрос: «Как я могу думать о внутреннем богатстве, если мне нечего есть?» На это третьекурсница, нимало не сомневаясь, ответила: «Монахи ничего не имеют, но духовно богаты. Они живут, с голоду не умирают, и счастливы…» На самом деле, такая шкала ценностей всегда была присуща русской культуре.

Формат конференции не предполагал развернутой дискуссии после докладов, дело ограничивалось обменом репликами. Но они, подчас, красноречиво говорили о разнице мировоззрения молодых и членов жюри – людей старшего возраста, воспитанных в советское время, когда идеи абсолютизировались. Студенты, может быть, знают не так много, как зрелые люди, но они легче оперируют духовными понятиями, их мышление не зажато штампами: только так и никак иначе.

Вообще, мне понравилась интеллектуально раскрепощенная атмосфера мероприятия, живое и неформальное участие в нем студентов, их радость после присуждения призовых мест. Было видно, что каждый докладчик проделал немалый труд, многое понял и осмыслил.  Хотя, как следовало из сообщений студентов, до справедливого общества нам еще очень далеко. Россия по уровню имущественного расслоения граждан лидирует среди крупных государств. У нас 1 % граждан владеет 71 %  всех личных активов, а уровень бедности около – 11 %. На графиках презентаций Россия по различным показателям развития – неизменно оказывалась на «почетном» последнем месте. И даже по уровню грамотности мы – на 42 месте. Студенты пытались проанализировать причины низкого уровня качества жизни в России, а также ситуацию в сфере образования, здравоохранения и жилищной политики.

Первое место среди третьекурсников заслуженно присудили докладу Н. Ярешко и Е. Мезиной, посвященному исследованию социальной справедливости в российской системе здравоохранения. Девочки не ограничились изучением литературы, но провели исследования и по Сарову. Они рассказали, что в СССР на здравоохранение шло 3 % ВВП, а в настоящее время – 5,2  % ВВП, в то время как развитых западных странах этот показатель достигает 6-10 %, а в США – 16 %. В России государство подталкивает людей к платной медицине, объем услуг которой уже превысил бесплатную медпомощь. Существует неравенство в доступе к медицинской помощи. И в целом, докладчики делают вывод о том, что институт здравоохранения в нашей стране не работает должным образом. Один пример. В Сарове около 60 % средств, выделяемых на модернизацию медицины, идет на закупку нового оборудования, но кто будет осваивать эту технику, когда молодые медики не едут к нам в город или предпочитают работать в коммерческих структурах?

Из докладов ребят я открыла для себя много нового. Институционализм говорит, что социальная справедливость – это часть социального капитала, в это понятие входят связи между людьми, нормы поведения и доверия. Наверное, такие представления отражают социологические опросы, проводимые в последнее время. Сколько россиян доверяют Святейшему Патриарху? А сколько – президенту? Мы недоуменно пожимаем плечами: какая разница? Ведь доверие на хлеб не намажешь. Ан нет, оказывается, это – социальный капитал, основа нормальной жизни в обществе.

Оксана Савченко: «Сила институционализма – в том, что он рационально выходит на иррациональные понятия. Духовно-нравственное воспитание в вузе предполагает процесс, который идет через размышления. Это не такое воспитание, как в детском саду – эмоциональное,  подражательное. Невозможно заставить двадцатилетних людей однозначно выучить, что такое хорошо, и что такое плохо. В этом возрасте даже нравственные вопросы пропускаются через рассуждения. Поэтому главная задача, особенно в исследовательском университете, – чтобы студенты научились верно мыслить, т. е. в правильном направлении и при помощи эффективной методологии. Человек с духовно организованным мышлением должен уметь сам правильно расставлять приоритеты. Должен не ставить точку только на своем опыте, но уметь сопоставлять и анализировать разные факты и точки зрения. Если у человека включилась рефлексия, то ее совсем выключить уже очень сложно».

По мнению организатора конференции, для того, чтобы у ребят заработали мозги, им надо познакомиться с разными точками зрения.

Второкурсники неплохо разобрались с идеями основателей утопического социализма и с теорией «разумного эгоизма»; рассказали о труде «Философия хозяйства» русского мыслителя прот. Сергия Булгакова, который стремился создать цельное религиозно-экономическое учение (1 место); о шведской и немецкой экономических моделях, а одна команда изучила работу И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В основном члены жюри задавали вопросы о том, как это связано с нашей действительностью. Студенты третьего курса свободнее ориентировались в материале, а многим второкурсникам еще не хватало образования для самостоятельных выводов. 

О. Савченко считает, что подобные конференции уже сразу, на 1 курсе, способны эффективно перестроить отношения между студентами. Если до этого лидерами коллектива выступает «золотая молодежь»: мальчишки на дорогих иномарках и томные красотки в мини-юбках, то конференция в качестве лидеров выявляет умных ребят и закрепляет именно новые статусы. Для нашего времени это серьезный вызов. И преподаватель, входя в аудиторию, ощущает положительный результат. Студенты больше настроены на учебу, на интеллектуальную деятельность, а некогда забитые ребята расправляют плечи.

Кафедра теологии / 30.09.2010_Конференция Православное лето - 2010
217
И.Котина и О.Савченко
И.Котина и О.Савч...
Иерей Александр Брюховец, И.Кочанков, протоиерей Александр Сухоткин
Иерей Александр Б...
 
П. Ильин, А. Урбанович, студенты ФИТЭ СарФТИ НИЯУ МИФИ
П. Ильин, А. Урба...
 
 
 
 
 
Е.Хлыстова,  завуч Саровской православной гимназии
Е.Хлыстова, заву...
И.Романова, руководитель Центра милосердия прихода храма Всех Святых
И.Романова, руков...
И.Семенчук, Р.Сванидзе, православное творческое объединение «МiР»
И.Семенчук, Р.Сва...
И.Семенчук, Р.Сванидзе, Т.Мальгина, ПТО "МiР"
И.Семенчук, Р.Сва...
1 2

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото – автора и А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.