Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Новый закон не внесет революцию в систему образования

30 августа 2013 года

27 августа в городском драмтеатре состоялось пленарное заседание IV Объединенной педагогической конференции, посвященной  закону «Об образовании», вступающему в силу с 1 сентября.

Конференция называется объединенной, потому что в ней участвуют представители четырех департаментов администрации: общего и дошкольного образования, а также курирующие дополнительное образование департамент культуры и искусства, департамент по делам молодежи и спорта. С приветственным словом выступали депутат Маргарита Федотова и иерей Александр Брюховец, который призвал педагогов к более тесному сотрудничеству с православным приходом, поскольку мы живем в одном городе, и задачи воспитания детей у нас общие.

Выступали три основных докладчика: В. Димитров и гости из Москвы - Р . Селюков и С. Максимова.

Глава администрации Сарова Валерий Димитров начал с того, что сделано: рассказал о достижениях в работе с детьми, укреплении материально-технической базы образовательных организаций, их капитальном и текущем ремонте, о работе над тем, чтобы были доступны места в детских садах, гарантиях по заработной плате педагогам (он пообещал, что она не упадет) и т. д. Многое из того, что прописано в законе «Об образовании», у нас уже есть. Происходит усиление вертикали управления системой образования, часть полномочий муниципалитетов передается на областной уровень (сюда относятся расходы на оплату труда, приобретение учебников, учебных пособий, игр, игрушек). А за органами местного самоуправления закреплены: организация предоставления дошкольного, общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС) и дополнительного образования детей; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений, обустройство прилегающих к ним территорий…

Вводится новый уровень образования – дошкольное образование (бесплатное и общедоступное). Естественно, никаких оценок дошкольникам ставить не будут. Но при этом возрастут требования к персоналу и материально-технической базе детских садов. Появляется новая формулировка – «присмотр и уход за детьми». Именно за это и будет взиматься плата с родителей. Причем, прописано, что она не может достигать 100 %, а не 20  %, как раньше. (Прим. – с 1.01.2013 г. родительская плата в Сарове составляет 1400 рублей). Предполагаются льготы по оплате для малообеспеченных, но детали в законе не прописаны, и это предстоит решить органам местного самоуправления. В. Димитров сообщил, что по-прежнему будут освобождены от оплаты дети-инвалиды, сироты и больные туберкулезом. С 1 января 2014 года вводятся ФГОС для дошкольного образования, а модернизация общеобразовательных школ уже завершается.

В своем докладе В. Димитров отметил, что процесс модернизации школы Сарова прошли безболезненно, родители и ученики почти не почувствовали каких-то изменений, хотя педагогическим сообществом и была проделана огромная кропотливая работа. Он высказал пожелание, чтобы предстоящая модернизация детских садов и школ искусств прошла таким же образом.

Появился термин «сетевое взаимодействие». Согласно новому закону, возможно использовать ресурсы нескольких организаций для освоения учеником образовательной программы. Примером сетевого взаимодействия являются, например, занятия, которые проводят педагоги ДШИ на базе городских школ, приходя непосредственно к детям в класс. Это позволяет снизить нагрузку детей, т. к. им не приходится добираться в ДШИ. Сетевое взаимодействие будет развиваться. Глава администрации отметил, что руководителям департаментов и образовательных организаций предстоит очень большая работа с документами. В. Димитров провел церемонию награждения лучших педагогов…

Зал внимательно слушал доклад замдиректора Института проблем образовательной политики «Эврика», координатора конкурсных мероприятий проекта «Школа Росатома»  Романа Селюкова о предстоящих нововведениях. Он сразу успокоил собравшихся: «Новый закон не внесет революцию в систему образования». Предстоит реорганизация образовательных организаций, но, согласно ст. 5. п. 3, «государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов… если образование данного уровня гражданин получает впервые». Также государство гарантирует педагогам возможность повышения квалификации не реже раза в 3 года, ответственность за это лежит на руководителях школ и детских садов.

Впервые с 1990-х годов в центре внимания федеральной власти оказалось дошкольное образование. К этому времени в целом по стране оно пришло в упадок. Низкие зарплаты были слабым стимулом для воспитателей. Сейчас заканчивается эра самостийности муниципалитетов в сфере оснащенности, финансирования и кадровой политики детских садов. Все нормы прописаны в проекте стандарта и теперь обсуждаются.

Кстати, сейчас впервые зарплату педагогов общего образования привяжут к средней зарплате по региону, она будет зависеть от экономической мощи страны. Эту социальную гарантию ждали 20 лет. Но пока все только на бумаге, к этому еще надо прийти.

Роман Селюков рассказал, что в новом законе идея единообразия школьных программ подвергнута серьезной ревизии. Например, в начальных классах теперь все является школьной компонентой, поэтому теперь школам не могут навязать сверху, например, изучение национального языка или истории родного края. Он сообщил, что сейчас идет полемика о пересмотре стандартов старшей школы.

С удивлением узнала о том, что, оказывается, сегодня образовательные претензии родителей не очень развиты. Они хотят, чтобы детям дали знания, умения и навыки не хуже, чем когда-то им, родителям. А они могут потребовать, например, научить ребенка применять полученные знания (не просто вызубрить определения по физике, но видеть физические явления вокруг себя).

Подводя итоги, Р. Селюков назвал уже завершенными процессы: стандартизации образования, фиксации социальных гарантий педагогам и финансово-экономических механизмов в сфере образования, конкретизации прав граждан на получение образования, возможность централизации управления и самостоятельность образовательной организации.

Проректор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Софья Максимова говорила о том, что наконец-то специфические программы школ искусств отделили от прочих программ дополнительного образования в кружках и секциях. Вводится отраслевой взгляд на образование, чего раньше не было, расширились полномочия Министерства культуры. По мнению докладчика, те школы искусств, которые сумеют выполнить требования нового закона, серьезно повысят свой статус в обществе. Сами же программы в школах искусств будут также разделены на общеразвивающие и предпрофессиональные. На первые – детей принимают без конкурса, исходя из возможностей школ, а на вторые – производится конкурсный отбор. Задача общеразвивающих программ – воспитание «просвещенного любителя», у которого есть потребность ходить на выставки и концерты, чтобы узнавать новое о себе и мире. С. Максимова отметила высокий профессиональный уровень саровских школ искусств, которые с 1 сентября приступят к реализации новых программ.

Помимо пленарной части педагогической конференции состоялись секционные заседания. Сами педагоги, с которыми удалось пообщаться, еще плохо понимают, какие изменения произойдут в их работе. Все говорят разное. Поэтому к этой теме, которая волнует педагогов и родителей, мы еще вернемся.

Отвечает глава администрации

– Платными или бесплатными будут группы продленного дня?

– Новый закон позволяет за содержание детей в образовательной организации, а также осуществление присмотра и ухода в группах продленного дня устанавливать плату с родителей. На мой взгляд, такие группы должны быть платными, если эта услуга востребована. Но это еще тема для дискуссии. У департамента образования до 1 января 2014 года есть полгода, чтобы выработать позицию по этому вопросу.

– Что будет с лицеями и гимназиями?

– Относительно статусных школ могу сказать, что они получают законное право проводить отбор детей на этапе основного и среднего общего образования. Их названия также будут сохранены. Возможно, когда в Сарове будет построена инновационная школа, она выберет для себя новое имя. Главное, чтобы все это было отражено в Уставе. Закон позволяет принимать детей сверх задания на оказание муниципальных услуг на обучение на платной основе... Нужно найти ту золотую середину, при которой будут довольны дети и родители, но и педагоги будут понимать, ради чего они трудятся.

Резолюция конференции

 

Взаимодействие. Церковь и мир / 2020 год / 20200130-Экскурсия, Царский храм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

 


 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.