6 июня 2013 года
Бог есть Любовь (1 Иоан. 4, 8). Об этом знают все христиане. Но как жить по любви? Рассказать об этом хочется на примере храма во имя Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде.
В знаменитом подмосковном городке саровчане оказались благодаря гранту конкурса «Православная инициатива», который был получен волонтерским центром «Радость моя!» при храме Всех Святых. Группа координаторов центра смогла пройти стажировку в Москве на базе Марфо-Мариинской обители. В рамках обучающей программы волонтеры познакомились с жизнью и служением общины храма, который вплотную примыкает к интернату для слепоглухих детей и построен ради них. Но не всегда было так.
В этом, единственном на всю Россию, интернате воспитываются дети от 3 до 18 лет с нарушениями слуха и зрения. Степень инвалидности разная. Работающие в интернате специалисты имеют высочайшую квалификацию и могут общаться даже с самой тяжелой категорией – слепоглухонемыми детьми, обучать их. Очередь в это учреждение не иссякает. Как только повзрослевший ребенок покидает его стены, поступает новый.
В 1990-е годы в интернат впервые пришли люди Церкви. Это были юноши-семинаристы и девушки, обучающиеся в иконописном и регентском училищах Троице-Сергиевой лавры. Они просвещали, крестили, причащали детей. Учили их навыкам духовной работы над собой. Сотрудники не возражали, многие сами были верующими, другие воцерковлялись. На таком трудном служении атеисты долго не держатся… Через некоторое время был освящен домовый храм (соединенные вместе три комнатки), а один из бывших семинаристов – отец Зенон – стал в нем служить. Его до сих пор любят и помнят, хотя он уже давно отошел ко Господу, сгорел как свеча, не достигнув тридцатилетия. Его дело продолжил иеромонах Мелитон, также постриженик Лавры. Этому храму в стенах интерната активно помогал наш владыка Георгий, будучи еще насельником Троице-Сергиевой Лавры, и его вспоминают здесь добрым словом. В 2006 году патриарх Алексий II благословил строить возле интерната храм. Был установлен поклонный крест и полилась молитва уже воцерковленных за десять лет существования домового храма деток. Она оказалась действенна – через год появился первый благотворитель, а за ним и другие. А через три – был выстроен прекрасный храм более чем за сто миллионов рублей.
Храм этот необычный. В нем все – каждая деталь, каждая мелочь – свидетельствует о любви. Из интерната сюда можно попасть по крытому переходу. На стенах – фотографии, а на широких подоконниках – выставка подаренных детям ваз, скульптурных фигурок и моделей храмов. Слепые любят их трогать, ведь они видят руками. Когда дети идут на богослужение, раздается мелодичный перезвон колокольчиков – ими увешаны стены до самого входа в храм. Среди них нет ни одного одинакового, и по их звуку невидящий ребенок ориентируется, сколько прошел и где находится.
В храме все обустроено для воспитанников интерната. Там деревянные рельефные иконы (обычная резьба удобна для абсолютно слепых, а расписанная – для слабовидящих, для которых важны и цветовые пятна). Перед каждым образом висит своя, непохожая на другие, лампадка – чтобы слепой ребенок мог ориентироваться, перед чьим образом он стоит. Много низких подсвечников, потому что маленьким детям и инвалидам-колясочникам так удобнее самостоятельно ставить свечи.
Дети приходят на службу небольшими группками с верующими воспитателями. Глухие видят, поэтому они идут сами, а незрячие держатся друг за друга или старшие друзья направляют их рукой. Трогательно наблюдать, как воспитатели терпеливо помогают детям, поддерживают их, что-то объясняют, ставят вместе «в две руки» свечу на подсвечник… – и ни единого резкого слова или движения.
Эти мальчики и девочки не просто так приходят в храм, они делают это осмысленно. Для глухих сурдопереводчик переводит молитвы богослужения. А что не переведет, они увидят сами – специально для этого двери Царских врат сделаны невысокими, а в иконостасе центрального алтаря – два окна, через них можно видеть все, что происходит внутри. Способные слабослышащие мальчики помогают священнику: двое алтарничают, двое следят за кадильницами, которые возжигают и расставляют по храму. Это не любовь к эффектности – детки так лучше ориентируются в богослужении. Группа незрячих детей - в основном девочки – поет на клиросе. У них специальные ноты, напечатанные по Брайлю, а между строк вписан от руки обычный текст – для регента. Текст по Брайлю тут увидишь повсюду, каждая икона подписана им и все частицы святых мощей, которых в храме множество.
Все эти важные мелочи, которые учтены в убранстве и обустройстве храма, появились не вдруг. Понимание развивалось постепенно, на протяжении десяти лет, пока службы шли в молельной комнате интерната. Даже к использующемуся сегодня типу резных икон пришли не сразу. Сначала думали, что чем больше подробностей вырезано (волосы, складочки одежды), тем лучше, но оказалось, что цельный образ святого воспринимается лучше. Главное, чтобы чувствительные пальцы слепого «увидели» фигуру святого, ощутили нимб над его головой, смогли определить расположение… В приделе блаженной Матронушки, устроить который благословил старец Илий, вся алтарная преграда не выше пояса взрослого человека (такую конструкцию часто можно встретить в Греции). По словам воспитателей, дети очень любят здесь молиться.
Говорят, детская молитва особенно доходчива к Богу, потому что льется от чистого сердца. А здесь, над храмом Явления Божией Матери прп. Сергию, небо, наверное, открыто всегда. Нам нельзя было фотографировать лица детей, но мы видели их во время исповеди, перед Святой Чашей… На них был отблеск Света.
Нас, стажеров, принимали в этом необычном приходе очень хорошо. Вся обстановка в храме радовала. Скромная трапеза придавала силы. Поведение людей – ровное, искреннее, приветливое – создавало такую особую атмосферу, что не хотелось уходить.
Во время беседы с о. Мелитоном волонтеры задали ему вопрос: как объяснить ребенку-инвалиду, почему он такой – чего-либо лишенный по сравнению с другими, если Бог всех любит одинаково? Наверное, мы хотели понять это сначала для самих себя. И батюшка объяснил, что такие дети – молитвенники за всех нас (если их этому научить, конечно). Их надо любить, стать для них авторитетом и тогда можно просто сказать: «Бог любит тебя» . И ребенок верит, и утешается. Вот и вся задача – надо любить.
В храме при интернате слепоглухих детей за три года, прошедшие после завершения строительства, собралась особая община. Появились взрослые инвалиды-колясочники, потому что для них есть удобные пандусы. Родители даже издалека стали привозить сюда своих детей-инвалидов, потому что их хорошо принимают. Здесь причащают больного ребенка с постоянно текущей слюной (в некоторых храмах отказывают). Никто не показывает пальцем на «не такого», никто не выгоняет из храма с умственно отсталым малышом, если он кричит и ползает по храму. Тут все понимают. И умеют любить. Как писал когда-то апостол Павел своим ученикам: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор.16, 14) – чтобы окружающие увидели вашу любовь между собою и уверовали бы в Господа нашего Иисуса Христа.
За четыре дня стажировки волонтеры смогли побывать в группе дневного пребывания для детей с тяжелой инвалидностью в Марфо-Мариинской обители любви и милосердия, принять участие в еженедельном молебне волонтеров в храме св. царевича Димитрия в Первой Градской больнице и в беседе со священником, окормляющем волонтерское движение по благословению епископа Пантелеимона, познакомиться с работой гуманитарного склада, организованного движением «Милосердие».
Опыт, с которым удалось познакомиться, огромный. Становится понятно, что мы только в начале пути.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна