Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

С началом Великого поста!

18 марта 2013 года

В Прощеное воскресенье в храме Иоанна Предтечи священники прихода храма Всех Святых соборно отслужили вечерню с чином прощения.

Несмотря на то, что служба была в самом большом приходском храме, народу было столько, что сложно было перекреститься. Положить земной поклон могли только те, кто стоял в первых рядах. Но все равно – замечательно, что была возможность увидеться прихожанам, посещающим разные храмы. Ведь древний обычай – просить друг у друга прощения накануне Великого поста – соединяет верующих христианской любовью. Когда мы взаимно прощаем обиды, то делаем свое сердце открытым к принятию Божией благодати, которую очень надеемся получить, вступая на поприще Святой Четыредесятницы. Во время чина прощения хор исполнил Пасхальный канон, напоминая прихожанам о том, ради чего мы понесем труды и подвиги Великого поста… Предлагаем вашему вниманию проповеди некоторых священников, произнесенные в этот день.

Протоиерей Михаил Мельничук, благочинный Саровского округа, настоятель храмов Всех Святых и вмч. Пантелеимона:

– Мы стоим на пороге Великого поста и знаем, что во время поста мы должны принести Богу покаяние. Без покаяния нет очищения, а без него – нет милости Божией, нет Царствия Небесного. Что предшествует покаянию? Взаимное прощение грехов. Мы с вами живем в обществе, рядом друг с другом. У каждого – свой характер, свои таланты. Кто имеет десять талантов, кто – пять, кто – один. Постоянно соприкасаясь, мы невольно (а порой и вольно) наносим друг другу обиды.

В чем мы должны каяться? Именно в том, что бывает больно для нас самих. Порой мы наносим обиды, когда не видим и не замечаем ближних. Говорим, слова, которые глубоко ранят. Мы этого даже не замечаем, а человек долго не может простить нам наши согрешения. Святая Церковь – это купель, в которой мы очищаемся покаянием. Покаяние – это великий дар Божий, поэтому оно и называется «таинством». Мы в нем невидимым образом примиряемся с Богом, при этом чувствуя неизреченную милость Божию. Как часто мы приходили с огромной тяжестью в душе, и Господь снова и снова врачевал наши раны, и мы уходили исцеленными, с радостью снова обретая смысл жизни. Мы меняли свое мировоззрение, и нам снова было хорошо…

Наступают дни Великого поста. Мы должны принести глубокое покаяние Богу и друг другу, чтобы Господь принял все наши молитвы и труды; чтобы посмотрел на нас, как некогда на Закхея, внутри которого уже созрело покаяние. И Господь не просто посмотрел на него, но устроил ему великий праздник. Бог готов для каждого из нас устроить такой же праздник души, если мы прежде покаемся друг перед другом.

Иерей Александр Брюховец, клирик храма Всех Святых:

– В воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая. Апостол Павел говорит, что через одного человека грех и смерть вошли в этот мир. В Адаме все мы согрешили, и от этого умираем. Наше земное странствование, скорби, болезни, тленность и смерть – все это порождение греха, когда Адам не послушался своего Небесного Отца. Только пришествие в мир нового Адама – Господа нашего Иисуса Христа, Его победа над грехом и смертью дают нам избавление от этого тяжкого бремени, от власти греха, власти дьявола.

Наступает Великий пост – время покаяния, когда мы особое внимание уделяем духовной жизни, познанию своего духовного состояния, своих страстей и борьбы с ними. Время поста – это не пассивное воздержание от вкушения пищи, а время активных действий. Сегодня в Евангельском чтении Господь учит нас, как правильно проводить время поста. Во-первых, пост – это отложение греховных дел и время духовного сосредоточения. А во-вторых, это – время исполнения человеком добродетелей – тех дел веры, которые мы призваны творить.

Нас спасает не само воздержание от пищи, потому что от нее воздерживаются многие: кто-то ради того, чтобы похудеть; кто-то – ради восточных аскетических практик; а бесы вообще не вкушают пищи. Смысл поста не в этом, но в том, чтобы в нас воссияли добродетели. Чтобы мы старались проявить внимание к ближним и всем окружающим. Господь хочет, чтобы мы накормили голодного, напоили жаждущего, ввели в дом странника, посетили больного или находящегося в темнице. Господь говорит, что только деятельная вера приносит человеку спасение.

Вы можете спросить: «Где нам найти таких нуждающихся людей? Их нет в нашем окружении». Братья и сестры, мы живем среди людей, у нас есть родственники и сослуживцы. Но, к сожалению, знамение нашего времени – разобщение. Порой даже люди ходят в церковь, но не осознают, что все мы – одно Тело Христово. Обратите внимание на людей, которые вокруг вас. Если вы не можете им помочь материально, то одарите душевным теплом, добрым словом, окажите поддержку, явите дела милосердия. По слову апостола Павла, отложите гнев, злобу, ярость, зависть, распри. Не надо что-то выискивать, доказывать, спорить. Проявите заботу о ближних.

Если мы хотим получить прощение грехов, то должны от души прощать тех, кто рядом с нами. Но в нашем сердце часто присутствуют обиды, неудовлетворенность, ропот, зависть и осуждение. Если мы встречаем человека, то начинаем его сравнивать с кем-то, вспоминаем разногласия и обиды. Своих грехов не замечаем или оправдываем, а по отношению к другому ставим себя в положение судьи. Если собираемся вместе, то начинаем обсуждать: «Этот – такой, а тот – сякой». Почему-то у нас мало друзей, мало тех, кого мы любим, мало христианской любви и духовного единства.

Братья и сестры! Если в нашей жизни не произойдет духовного возвышения и очищения, то может получиться, что и пост не принесет нам никакой пользы. Поэтому, вступая в пост, мы должны подумать о том, что мы сделаем, как изменится наша жизнь, что мы привнесем в нее от веры евангельской. Господь говорит: «Так да просветится ваш свет пред человеками, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мы, христиане, посланные Богом в этот мир, должны быть духовными светильниками, источниками любви и прочих добродетелей. Мы должны свидетельствовать о Боге своей духовной жизнью, не замыкаться в себе, а быть открытыми к миру в любви. Господь призывает нас собирать себе сокровище на Небесах. Эта тоска о нашем Небесном отечестве, куда нам с вами предстоит возвратиться, должна присутствовать в наших сердцах. Будем поститься разумно. Не превышая своей духовной и физической меры, но и не проявляя леность и небрежение. Так, чтобы Господь видел наши духовные усилия и труды.

 Протоиерей Лев Юшков, настоятель храма св. прав. Иова Многострадального:

– Мы с вами, братья и сестры, сегодня вступаем в Святой Великий пост. Что мы знаем о посте? Большинство людей – лишь то, что в это время нужно воздерживаться от мясной и молочной пищи. Но это неверно, потому что если мы будем только воздерживаться от пищи, это будет еще не пост, а просто – диета или воздержание.

Пост – это когда человек, воздерживаясь от пищи, еще духовно трудится над собой. Конечно же, воздержание от пищи – непременное условие для поста, т. к. утончая свое тело, мы становимся способны к молитве. Пост должен быть в меру сил каждого, его возраста и опыта. Пост надо накладывать на себя правильно. Если есть сомнения, лучше посоветоваться со священником. Ни в коем случае нельзя накладывать строгий пост на детей, учащихся, на тех, кто занимается тяжелым трудом. Самое главное, что во время поста мы стараемся больше молиться. В это время молитва всегда должна пребывать с нами. Мы должны, по слову апостола Павла, спешить творить добро. Должны воздерживаться от всех излишеств, увеселений, от различных развлечений и наполнить это время духовным чтением и молитвой.

Святые отцы дали нам Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Необходимо удерживать свой язык. Это, казалось бы, малый член нашего тела, но он может сотворить большую беду, если мы будем невоздержанны. Также нужно бороться с худыми мыслями, которые влекут нас к осуждению, гневу, самопревозношению, тщеславию и множеству других грехов. Иисусова молитва помогает нам отогнать злые, искушающие нас помыслы. Мы должны духовно трудиться, стараться не воздавать злом во зло, терпеть скорби. Если мы претерпеваем скорби, то они нам засчитываются как подвиг, если же воздаем злом за зло, то порождаем еще большее зло.

Вот что, братья и сестры, означает пост. Это – труд тела и души. Каждый в меру своих сил должен понести этот труд, чтобы подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения.

 

 

Приход / 2020 / 20201225-Начали курс по методу Шичко
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.