Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Театр как иконичное пространство

9 января 2013 года

8 января произошло важное событие в приходской и культурной жизни Сарова. У православных открылся свой полноценный театр рядом с храмом Всех Святых.

Начались первые спектакли – Святочное вертепное действо, которое посещают не только церковные люди, но все желающие. Среди зрителей – много детей с родителями и организованных детских групп.

Православное творческое объединение «МiР» долго шло к созданию своего театра. До этого православный театр существовал как выездной. Спектакли показывали в актовых залах школ и детских садов, в Городской художественной галерее, Доме ученых и других площадках. Актеры объездили всю округу. Каждый раз им приходилось быть грузчиками, перенося и развертывая материальную часть спектакля. А это не только физически тяжело, но и накладывает определенные ограничения: не всякие декорации можно транспортировать, не говоря уже об особой атмосфере театра. Она неуловима, но она есть. И невероятно трудно ее воссоздать на чужой площадке.

Спектакли делает немногочисленная команда, но это – универсалы, которые совмещают множество различных специальностей. Председатель ПТО «МiP» Роман Сванидзе – актер, композитор, драматург, музыкант, он же водитель, бухгалтер и т.д. Художественный руководитель объединения Ирина Семенчук – режиссер, актриса, мастер по изготовлению кукол и бутафорский цех в одном лице. Татьяна Мальгина – актриса, музыкант и педагог. Женщины сами шьют. Даже не верится, что они с помощью друзей и единомышленников сумели своими руками из подручных материалов обустроить уютный зрительный зал на 70 мест. В оформлении интерьера царит благородный минимализм: ни малейшей аляповатости, сдержанная цветовая гамма, успокаивающая глаз.

Символично, что рождение театра совпало с показом Рождественского вертепного действа. Как рассказал Роман Сванидзе, это был первый спектакль, который они с Ириной Семенчук поставили еще на малой сцене Саровского драматического театра, когда только приехали в город в 1994 году. Малая сцена давно прекратила свое существование после переезда театральной труппы из храма Серафима Саровского в новое здание. Но фрагмент сцены уцелел. Он используется как постамент для возрожденного Рождественского вертепа в его новой версии.

Хочется сказать несколько слов о самом спектакле. Я его видела уже несколько раз. И в Городском музее, где его показывали на Святках два года подряд, и в коррекционной школе-интернате в пос. Сатис. Но в новом зале спектакль заиграл совершенно по-новому.

Отсеялось все постороннее, случайное, и вокруг вертепа Спасителя выстроилось иконичное пространство. В таком пространстве нет ничего лишнего, оно концентрирует внимание зрителя и направляет его к Богу. Удивительно, но это достигается выразительными средствами театра, где выверен каждый звук и жест, каждое слово.

Перед началом действа актеры как в замедленном кино зажигают свечи, установленные на вертепе, при этом рассказывая о том, от чего же пришел спасти людей родившийся в мир Спаситель, вводя зрителей в курс дела. Возникает ощущение замедления времени. Все суетливые мысли отходят на второй план. Их место – за порогом театра. Сами свечи и фонари на краю сцены не несут функциональной нагрузки, ведь для освещения сцены есть прожекторы. Но они воспринимаются как символ, как отблеск Божественного света.

Задает тон классический вертеп, в котором куклы двигаются по прорезям. Завораживает их каноничная статичность. Символичны уровни вертепа. Наверху – ангелы Божии, ниже – пещера, в которой родился Богомладенец Христос. Еще ниже – город Вифлеем и дворец царя Ирода. И угадывается низший уровень – преисподняя, куда проваливается царь Ирод, которого настигает Смерть с косой.

Действо сопровождает отточенный текст Романа Сванидзе. Спектакль – очень музыкальный. Роман и Татьяна поют духовные песнопения и народные канты. Звучит множество музыкальных инструментов. Каждому персонажу соответствует свой звук: ангелам – колокольчики, пастухам – дудочка, смерти – варган.

Дети, наверное, все воспринимают по-своему, но и они необычайно внимательно следят за происходящим. А о чем они, радостные и притихшие, говорят после спектакля?

– Мама, я хочу здесь остаться жить (мальчик 5 лет).

– Я знаю, что у человека за плечами стоят два ангела: за правым плечом – добрый, а за левым – злой. Добрый ангел передает Боженьке наши желания (девочка 7 лет).

Комментарии, как говорится, излишни.

Думаю, Сарову очень повезло.  Не в каждом большом городе есть православный театр такого уровня. Это – штучная вещь. Достоинство театра в том, что он говорит о православных ценностях на языке, понятном всем. Человеку, воспитанному в атеизме, бывает трудно перешагнуть порог церкви. Ему нужно преодолеть ступеньку, которая складывается из незнания, предубеждения и ощущения того, что ты там – чужой. Спектакли ПТО «МiР» не учат такого человека, как надо жить. Они лишь очень мягко, любовно и ненавязчиво показывают ему то, ради чего стоит жить… 

Как утверждает автор термина «иконичность» Валерий Лепахин: «Искусство и литература призваны выявлять иконичность мира и человека, свидетельствовать о них как о произведении величайшего Художника – Творца. Художник может и должен показать иконичность вещи, выявить в ней первообраз, по которому она сотворена Богом. Суть иконичного художественного образа в том, что он находится в максимально достижимом единстве с Первообразом, а это единство предполагает в свою очередь личную иконичность творца – писателя, поэта, художника или музыканта». (cтатья «Иконология и иконичность»).

В планах ПТО "МiР" - восстановить спектакль о Царственных страстотерпцах «Дом свободы». Также продолжается работа над постановкой «Дети Библии» по произведению Я. Корчака. Пожелаем православному театру творческих успехов!

О Рождественском вертепе в новостном блоке на Канале-16 (см. последний сюжет)

 

Выступление на открытии фестиваля
Выступление на от...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 01
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 02
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 03
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 04
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 05
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 06
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 07
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 08
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 09
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 10
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 11
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 12
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 13
Золотая прялочка ...
Золотая прялочка на РУССКОЙ ДРАМЕ 14
Золотая прялочка ...
1 2

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото – А. Виноградовой и С.Михайловой-Листрем

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.