9 января 2013 года
8 января произошло важное событие в приходской и культурной жизни Сарова. У православных открылся свой полноценный театр рядом с храмом Всех Святых.
Начались первые спектакли – Святочное вертепное действо, которое посещают не только церковные люди, но все желающие. Среди зрителей – много детей с родителями и организованных детских групп.
Православное творческое объединение «МiР» долго шло к созданию своего театра. До этого православный театр существовал как выездной. Спектакли показывали в актовых залах школ и детских садов, в Городской художественной галерее, Доме ученых и других площадках. Актеры объездили всю округу. Каждый раз им приходилось быть грузчиками, перенося и развертывая материальную часть спектакля. А это не только физически тяжело, но и накладывает определенные ограничения: не всякие декорации можно транспортировать, не говоря уже об особой атмосфере театра. Она неуловима, но она есть. И невероятно трудно ее воссоздать на чужой площадке.
Спектакли делает немногочисленная команда, но это – универсалы, которые совмещают множество различных специальностей. Председатель ПТО «МiP» Роман Сванидзе – актер, композитор, драматург, музыкант, он же водитель, бухгалтер и т.д. Художественный руководитель объединения Ирина Семенчук – режиссер, актриса, мастер по изготовлению кукол и бутафорский цех в одном лице. Татьяна Мальгина – актриса, музыкант и педагог. Женщины сами шьют. Даже не верится, что они с помощью друзей и единомышленников сумели своими руками из подручных материалов обустроить уютный зрительный зал на 70 мест. В оформлении интерьера царит благородный минимализм: ни малейшей аляповатости, сдержанная цветовая гамма, успокаивающая глаз.
Символично, что рождение театра совпало с показом Рождественского вертепного действа. Как рассказал Роман Сванидзе, это был первый спектакль, который они с Ириной Семенчук поставили еще на малой сцене Саровского драматического театра, когда только приехали в город в 1994 году. Малая сцена давно прекратила свое существование после переезда театральной труппы из храма Серафима Саровского в новое здание. Но фрагмент сцены уцелел. Он используется как постамент для возрожденного Рождественского вертепа в его новой версии.
Хочется сказать несколько слов о самом спектакле. Я его видела уже несколько раз. И в Городском музее, где его показывали на Святках два года подряд, и в коррекционной школе-интернате в пос. Сатис. Но в новом зале спектакль заиграл совершенно по-новому.
Отсеялось все постороннее, случайное, и вокруг вертепа Спасителя выстроилось иконичное пространство. В таком пространстве нет ничего лишнего, оно концентрирует внимание зрителя и направляет его к Богу. Удивительно, но это достигается выразительными средствами театра, где выверен каждый звук и жест, каждое слово.
Перед началом действа актеры как в замедленном кино зажигают свечи, установленные на вертепе, при этом рассказывая о том, от чего же пришел спасти людей родившийся в мир Спаситель, вводя зрителей в курс дела. Возникает ощущение замедления времени. Все суетливые мысли отходят на второй план. Их место – за порогом театра. Сами свечи и фонари на краю сцены не несут функциональной нагрузки, ведь для освещения сцены есть прожекторы. Но они воспринимаются как символ, как отблеск Божественного света.
Задает тон классический вертеп, в котором куклы двигаются по прорезям. Завораживает их каноничная статичность. Символичны уровни вертепа. Наверху – ангелы Божии, ниже – пещера, в которой родился Богомладенец Христос. Еще ниже – город Вифлеем и дворец царя Ирода. И угадывается низший уровень – преисподняя, куда проваливается царь Ирод, которого настигает Смерть с косой.
Действо сопровождает отточенный текст Романа Сванидзе. Спектакль – очень музыкальный. Роман и Татьяна поют духовные песнопения и народные канты. Звучит множество музыкальных инструментов. Каждому персонажу соответствует свой звук: ангелам – колокольчики, пастухам – дудочка, смерти – варган.
Дети, наверное, все воспринимают по-своему, но и они необычайно внимательно следят за происходящим. А о чем они, радостные и притихшие, говорят после спектакля?
– Мама, я хочу здесь остаться жить (мальчик 5 лет).
– Я знаю, что у человека за плечами стоят два ангела: за правым плечом – добрый, а за левым – злой. Добрый ангел передает Боженьке наши желания (девочка 7 лет).
Комментарии, как говорится, излишни.
Думаю, Сарову очень повезло. Не в каждом большом городе есть православный театр такого уровня. Это – штучная вещь. Достоинство театра в том, что он говорит о православных ценностях на языке, понятном всем. Человеку, воспитанному в атеизме, бывает трудно перешагнуть порог церкви. Ему нужно преодолеть ступеньку, которая складывается из незнания, предубеждения и ощущения того, что ты там – чужой. Спектакли ПТО «МiР» не учат такого человека, как надо жить. Они лишь очень мягко, любовно и ненавязчиво показывают ему то, ради чего стоит жить…
Как утверждает автор термина «иконичность» Валерий Лепахин: «Искусство и литература призваны выявлять иконичность мира и человека, свидетельствовать о них как о произведении величайшего Художника – Творца. Художник может и должен показать иконичность вещи, выявить в ней первообраз, по которому она сотворена Богом. Суть иконичного художественного образа в том, что он находится в максимально достижимом единстве с Первообразом, а это единство предполагает в свою очередь личную иконичность творца – писателя, поэта, художника или музыканта». (cтатья «Иконология и иконичность»).
В планах ПТО "МiР" - восстановить спектакль о Царственных страстотерпцах «Дом свободы». Также продолжается работа над постановкой «Дети Библии» по произведению Я. Корчака. Пожелаем православному театру творческих успехов!
О Рождественском вертепе в новостном блоке на Канале-16 (см. последний сюжет)
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна