11 декабря 2010 года
9 декабря в городской Художественной галерее открылась вторая ежегодная
Рождественская выставка. В этом году на ней представлены работы двух московских
художников.
Первая часть – это выставка Михаила Алдашина, художника, режиссера, члена Союза кинематографистов России, которая называется «Рождество» – так же, как и один из его анимационных фильмов, которому она и посвящена. На открытии присутствовал автор и после демонстрации фильма он рассказал, как в середине девяностых фильм был задуман и снят. На 14 минут ушло полтора года. Первыми зрителями в Сарове стали учащиеся Детской художественной школы и пришедшие на открытие горожане.
Этот анимационный фильм или, как говорили раньше, мультфильм, мультик, посвящен истории Рождества Христова. Как говорит автор, он хотел рассказать историю Рождества «так же просто, наивно и безхитростно, как ее рассказал бы ребенок, которому прочитали Евангелие». Для того чтобы добиться этой простоты (и в то же время не свалиться в легкомысленный жанр), автору и его друзьям пришлось изучить все, что есть в сокровищнице истории искусства, касающееся Рождества, в поисках подходящих сюжетов. И ключом к фильму стал малоизвестный барельеф 1125 года с капители колонны собора во французском городке Отан. На нем изображены три короля-волхва, спящие под одним одеялом, и одного из них будит Ангел, касаясь пальцем его мизинца. Другой рукой Ангел указывает на Рождественскую звезду – вот, мол, тот знак, которого вы ждали, чтобы отправиться в путь.
Интересно было восприятие фильма юными зрителями. По вопросам было понятно, что дети не знают истории Рождества. Что ж, возможно мультфильм, который им, судя по реакции, очень понравился, подвигнет познакомиться с этой всемирно известной книгой – Евангелием.
Автор говорил, что его фильм воспринимается не очень однозначно. Если католики его принимают, то у некоторых православных возникает неприятие каких-то моментов: вот ангел ест грушу, три мудреца под одним одеялом, дерущиеся пастухи… Честно говоря, именно на эти эпизоды и у меня внутри что-то «заскребло». А вот что думает об этом художественный руководитель православного творческого объединения «МiР» Ирина Семенчук, которая давно знает и любит работы Михаила Алдашина:
- Ангелы пришли сказать о Рождестве людям. А где они – идеальные люди? Это что касается дерущихся пастухов. Все мы бываем разными. В Библии сказано «что» и не сказано «как». Януш Корчак, автор произведения «Дети Библии», говорит: мать Моисея, которая поняла, что больше скрывать его не может, взяла его и положила в корзину. И отнесла на берег реки и пустила по воде. А как вы думаете: что она пела ему в последнюю ночь? Или она плакала… Варианты? Мы все представляем по своему опыту, по своей жизни. Вот то, что сказал Михаил – долгое время художники рисовали Евангельские события в костюмах своей эпохи. Мы представляем все в нашей жизни. А явление Рождества оно каждый день происходит! Мы, верующие люди, чувствуем же, что оно не когда-то было, а каждый день происходит. Так же как Пасха. Она в это время происходит. И в нашей современной жизни.
Однажды мы видели вертеп Рождественский, не традиционный, а такой, в котором Евангельская история вплетена во времена сталинские. Читали стихи Пастернака, Ахматовой. Там были заколдованные апельсины, маленькие трамваи… И вот Рождество во всем этом. Я смотрела и думала: вот у художника в тот момент был ребенок или нет? Все эти мелкие детали, например, когда Мария локтем руки воду пробует перед купанием младенца. Или Иосиф, сидящий такой усталый - отец, умаявшийся от бессонной ночи, когда в доме маленький ребеночек… Все эти тонкие моменты делают эту историю узнаваемой, теплой и родной. Не книжной, а реальной. А подробности с грушей… Конечно, можно было все сделать без этой, как сказать, без этой суеты жизненной. Но ведь Христос родился именно вот так - среди всего этого быта. Почему нет? Это взгляд художника. Понимаете, все эти табу – так можно, а так нельзя, так Пушкина ставить нельзя, так о рождестве рассказывать нельзя… Что ж нам всем ставить одну одинаковую сказку? Это взгляд художника на все эти события. И, по-моему, очень теплый, человеколюбивый взгляд. И радость Рождества в нем отражена. Радость, тишина этой ночи… И в то же время сияние и праздничность, по звуку. Настроение рождественское существует, а дальше – детали. Иначе все мы будем ходить строем в одинаковых серых шинелях.
Мои дети смотрели мультфильм с удовольствием. Конечно, если ребенок не знает историю Рождества, то у него странные вопросы возникают. Но, Слава Богу, что они возникают! Может быть, действительно, как сказал мастер, дети посмотрят и потом почитают эту книгу – Евангелие. У нас 2010 год от Рождества Христова! А мы не знаем это событие, от которого идет летосчисление. Вся наша жизнь пронизана евангельскими сюжетами. А мы их не знаем. Кто мы после этого? Сиротинушки? Никто из ниоткуда. Поэтому, слава Богу, что такой мультфильм есть. Который простым, понятным и красивым языком об этом рассказывает. Капля камень точит.
Я рада, что в нашем городе Рождественская выставка становится традицией. Рождество входит в нашу жизнь. Когда-нибудь оно будет также естественно, как этот мультик.
Вторая часть Рождественской выставки – это 34 живописные работы Надежды Севериной, члена Московского союза художников, Международного художественного фонда, Творческого союза художников России и Ассоциации русских художников в Париже. Эти работы сама автор назвала «Зимняя рапсодия». Они посвящены главным образом русской природе. На многих из них – чудесный русский пейзаж с храмом.
В рамках Рождественской выставки, которая продлится до середины января, будут проводиться так полюбившиеся саровчанам мастер-классы, на две темы – «Рождественская звезда» и «Волшебная треуголка». Когда и в какие дни они состоятся – см. афишу.
Кстати, на 7 января запланировано большое детское шествие по городу с Рождественскими звездами. чтобы принять в нем участие, надо изготовить Звезду. А научиться это делать можно на мастер-классе в Художественной галерее.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна