Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Азы православного воспитания

14 ноября 2010 года

10 ноября по просьбе родителей детей, занимающихся в студии раннего развития "Родничок", состоялась встреча с духовником студии, иереем Сергием Скузоваткиным. Родители услышали ответы на интересующие их вопросы, общая тема которых – «Ребенок в семье и Церкви». О. Сергий говорил молодым родителям не сухие прописные истины, а щедро делился своим педагогическим опытом. Многие из заданных вопросов он уже проходил со своими детьми, а часть вопросов ему хорошо знакома из его пастырской практики.

 - Чтобы вырастить человека, нужно вложить в него много любви. И этой трогательной любви мы учимся в Церкви, черпаем ее там. Я всегда говорю, что в Церкви главное – это крест, распятие. Так же и в христианской семье, в центре ее устремлений должен быть Христос. А для этого семья должна строиться вокруг храма.

Какие азы православного воспитания можно почерпнуть в семье? Например, родители приходят с работы уставшими. При этом часто весь гнет накопившихся дневных проблем ложится на самых младших членов семьи. Это может происходить несознательно, и потом родители об этом жалеют, но ничего не могут с этим поделать. Поэтому крайне важно приобрести в семье навыки, помогающие избежать подобных ошибок. Нужно, преодолевая усталость, понуждать себя к общению с ребенком, иначе мы его потеряем. И никакой, даже самый добрый мультик, не заменит этого живого общения. Мы должны понимать, что создали семью не для собственного комфорта, а для того, чтобы над ней трудиться. В противном случае семья разваливается. Так уж устроен человек. Поэтому, как бы вы ни устали, посадите ребенка рядом с собой, расскажите ему какую-нибудь историю из своего детства. Это очень важно, ведь дети похожи на родителей. Их обязательно тронет то, что затронуло вас в свое время.

 - Очень важно рассказывать детям об их предках, например, о дедушке, который воевал. При этом родители должны уметь отвечать на проблемные вопросы. Почему убивать – это грех, но при этом Церковь благословляет воинов на победу над врагом? Это важно знать особенно мальчикам, в которых воинственность заложена природой. Так же, как у девочек заложено стремление быть матерью. Поэтому обратите внимание на то, в какие игрушки играют ваши дети. Насколько нынешние игрушки отличаются от тех, с которыми играли наши родители! Если раньше куклы были только в виде младенцев и маленьких детей, побуждая девочку по-матерински заботится о них, то сейчас популярные куклы – взрослые красавицы. Их надо наряжать, у них есть кавалеры, и это уже совсем другие игры. Православное воспитание начинается с таких простых вещей. Также важно научить девочку носить юбки, традиционную женскую одежду. Приучайте девочку к скромности, женственности, ко всему тому, что приготавливает ее к будущему материнству. Не прививайте раннего интереса к моде, косметике, все это отвращает от материнства. Если не обращать на это внимания, девочка будет выглядеть так, как диктует современная культура. В дальнейшем это не принесет ей счастья, поскольку одежда, по словам Павла Флоренского, это - продолжение человеческой личности. Успех воспитания зависит от того, насколько вы сейчас потрудитесь над закладыванием нравственных основ. Причем, что-то существенно изменить, когда  ребенку исполнится 5-6 лет уже будет поздно.

 - Молитесь вечером вместе с ребенком. Пусть совсем по-простому, но обязательно с перечислением живых и усопших родственников. «Давай, помолимся за папу, который сейчас в командировке»  или «давай помолимся за бабушку, чтобы она не болела». Это закладывает понимание своей принадлежности к роду, учит тому, что молитва – это действенное духовное переживание одного человека о другом. Все это поможет детям легче пережить критическое отношение к Церкви в подростковом возрасте.

- Дети тоже могут многому научить нас в вопросах веры, но для этого нужно их слышать, разговаривать с ними, а не только свысока поучать. Спросите их о том, кто такие святые, почему батюшку Серафима не кусал медведь, задайте другие такие же простые вопросы, и вы услышите много неожиданного и интересного.

 - Еще хорошо что-нибудь рассказывать или читать на ночь. Хотя бы одну сказку. Причем, я убежден, что более воздействует на ребенка, когда это делает именно папа.

 - Маленьких детей до 3 лет необязательно перегружать православной информацией, но гораздо важнее подвести то, чему учит христианство применительно к их жизни. Например, когда один братик обидел другого, можно спросить у него: «Как ты думаешь, как бы в этой ситуации поступил твой святой?» Сейчас для детей существует масса негативных примеров для подражания, на которые мы, взрослые, не обращаем должное внимание. Это: человек-паук, Бэтман, черепашки-ниндзя, и другие. Если дети не решают встающие перед ними нравственные проблемы с помощью родителей, на них оказывают воздействие эти внешние факторы из нецерковной культуры. Например, ребенок просит купить сладость только потому, что на обертке изображен человек-паук. «Почему?», - спрашиваем мы его. И слышим в ответ: «Потому что человек-паук – добрый, побеждает злых». Получается, добрый - это тот, кто побеждает злого? Или все-таки тот, кто побеждает зло в себе? Мы сейчас сталкиваемся и со взрослыми людьми, которые приходят в Церковь, но не для того, чтобы приблизиться к Богу или стать лучше, а для того, чтобы это как-то помогло в мирской жизни. Крестят детей, чтобы у них животик не болел и они меньше кричали. Такое неправильное отношении закладывается в детстве.

- Очень важны первые шаги ребенка в храме. Тут все должно быть постепенно. Сначала привести его, дать осмотреться и сказать, что тут Боженька живет. Дальше больше. Я убедился в том, что дети, которые ничего об этом не знают, совершенно дико относятся ко всей  той области, которую мы называем «религиозная жизнь». А впоследствии они будут над этим смеяться и издеваться.

 - Нужно научить ребенка молитве, внушать мысль, что ангел-хранитель всегда с ним. Ребенок – более тонкая натура, он почувствует его. Ангел-хранитель будет его наставлять, причем даже тогда, когда ребенок поступает неправильно. Уже с 4-5 лет можно начать подготавливать малыша к первой исповеди. Для этого нужно обсуждать с ним его проступки,  научить его замечать то, с чем он сам в себе не согласен. Также связь ребенка с Богом развивается в общении с живой природой. Обращайте его внимание на то, что происходит вокруг, на жучков-червячков, которые тоже жить хотят, помогите ему удивиться окружающему миру – творению Божию.

 - Детей постарше в храме важно подвести к распятию. Вы можете не объяснять ребенку, зачем в церкви воскуривается ладан или возжигаются свечи, но обязательно расскажите главное - о том, что Господь, сотворивший всю вселенную, отдал жизнь за каждого из нас. В этом заложен основной принцип христианства - самопожертвование. Из него следует, почему мы тоже должны жертвовать ради кого-то собой, своей вещью, своим временем, выполняя все то, что, собственно, делает человека человеком. Господь нас спасает не так, как спасает людей человек-паук. И мы должны, осознав это сами, суметь объяснить детям, что такое истинное спасение, самопожертвование и сострадание.

 - Что говорить 4-летнему ребенку о Боге и храме?

- Храм – это дом Божий. Поэтому в раннем возрасте нужно стараться привить детям чувство благоговения перед святыней. От него происходят другие чувства – сострадания распятому за нас Господу, уважения к тому, что происходит во время службы в храме. Ребенок  должен понимать, что в храме находится нечто больше его; то, что досталось очень нелегко. Поэтому в храме следует себя вести строже, чем в каком – либо другом месте. Но во всем нужно знать меру, чтобы не перегнуть палку. А для этого представьте, что бы почувствовали вы сами на месте ребенка, попав в незнакомое место.

 - Как объяснить ребенку, что такое Причастие?

- Нельзя говорить, что Причастие – это компотик, кагор или еще что-нибудь, что иногда говорят бабушки. Лучше вообще не заострять внимание ребенка на конкретном веществе и его чувственном восприятии. Это – неважно. Важно то, что Причастие происходит от слова «часть». Причащаясь, мы становимся частью той святыни, которая пришла в мир через Иисуса Христа. Это – великая тайна, которую и взрослому-то трудно осознать. Поэтому приняв Тело и Кровь Христовы, мы говорим, что причастились Святых Таин. Дети многое умеют принять на веру. Поэтому предварительно помолитесь «Господи, благослови!» и говорите об этом просто, не мудрствуя лукаво, тогда сам Господь вам поможет найти нужные слова.

- Каковы обязанности мужа и жены в христианской семье?

- В семье как союзе мужчины и женщины должна быть глава. При правильно выстроенной иерархии отношений это – мужчина. Женщина должна показывать уважение к мужу, учить этому своих детей, особенно дочерей. Когда муж приходит домой уставшим, она может сказать: «Дети, давайте обнимем папочку». Все бросятся с радостью его встречать, у всех поднимется настроение. А главное, дети получат пример устроения их будущей семьи. Поэтому, прежде всего жена «да убоится мужа». Это значит – да убоится проявить к нему какое-то неуважение, холодок или недоверие. Муж тоже должен быть внимателен, чтобы как-то ненароком не обидеть жену, не уронить ее авторитет в глазах детей. Для ребенка лучше, когда мы, взрослые, скрываем свои взаимные разногласия или раздражение, показываем свои хорошие отношения, может быть, даже немного подыгрывая, понуждая себя к этому. То, что дается трудом (а укрепление семьи это – труд),  к тому должно относиться с уважением. И ребенок это оценит. Также наказывая ребенка, если мы хотим воспитать из него человека, стремящегося к добру, важнее не отругать его, а показать, как он нас огорчил своим проступком…

Какие бы ссоры и недопонимания не случались в семье, никогда не говорите о возможности развода. Как при детях, так и наедине друг с другом. Это подобно тому, как самоубийца сначала пугает окружающих разговорами о такой возможности, а потом обязательно пытается сделать это в реальности. Разговоры о разводе больно бьют по детям. Так же, как и грехи родителей вообще. Неслучайно семью называют «малая церковь». Как Церковь состоит из членов, духовно связанных между собой, так и в семье все взаимосвязаны. Жена и муж должны помогать друг другу укрепляться и возрастать в добре. Это и есть восхождение по христианской лествице добродетелей. Если этого нет, постепенно в семье происходит умирание всего доброго. Семья называется «училищем благочестия» для супругов и для детей. Действительно, злу ребенок научится вне семьи, на улице.

Строить православную семью трудно, но радостно, и эта радость с годами умножается. Мы понимаем, что трудимся ради наших детей, вкладывая в это свою душу. Построение же семьи на непрочном фундаменте, по принципу «бери от жизни все», приводит к тому, что 85 % первых браков распадаются.

 - Что делать, если муж отрицательно относится к Церкви и сын берет с него пример?

- Недопустимо насмехаться над чем-либо. Если один человек не уважает религиозные чувства другого, то он будет и в целом его ставить ни во что. Но если брак уже осуществился, то мужу и жене нужно постараться договориться об этом. В чем-то пойти на взаимные уступки, например, «сегодня мы с ребенком пойдем в церковь, а завтра проведем день вместе». Для этого женщине нужно быть очень мудрой и дипломатичной, но при этом требовать от мужа реального исполнения договоренностей.

Женщины, стремитесь быть такими христианками, чтобы мало кто знал о том, что у вас внутри, чтобы об этом можно было судить не по вашей внешности, но по вашим поступкам. Где-то уступите, где-то промолчите, хотя вам это трудно. Старайтесь всех оправдывать, все объяснять с точки зрения добра. Нельзя никого осуждать, особенно при детях. Если вы скажете, что кто-то плохой, то знайте, что когда-нибудь и вы для своих детей окажетесь плохими. Самое главное, действительно быть христианами. Дети чувствуют фальшь, когда мы не те, какими пытаемся казаться.

 - Как рассказывать детям о сотворении мира, человека?

- Ребенок все равно узнает разные теории сотворения мира и человека, поэтому скрывать их нет смысла. Если говорить о христианском подходе к этому вопросу, то существуют хорошие фильмы на эту тему, которые можно обсудить с ребенком. Но для родителей важнее донести до ребенка не естественно-научный, а нравственный аспект. К чему мы стремимся,  к обезьяне или к Богу? Родители всегда должны работать на повышение.

Ведь если ребенок верит в то, что он произошел от обезьяны, это значит, что у него сложился образ его предка и, отчасти, того, к чему ему следует стремиться. А когда человек верит в то, что произошел от Бога, неважно каким образом, но по Его воле, он считает, что несет в себе образ Божий. По выражению св. Иринея Лионского, человек по природе скотоподобен, а по духу – богоподобен. Это значит, что родители могут учить детей духовному поведению, навыкам духовной жизни, когда ребенок при помощи Божьей учится побеждать сам себя. Иными словами, чтобы человек был человеком, ему нужно задавать планку Бога.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.