Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Успение. Новый взгляд на смерть

28 августа 2010 года

Смерть уравнивает всех людей. Каждому из нас предстоит совершить переход из этого в иной мир. Люди, не верующие в это, испытывают страх перед пугающей неизвестностью. Когда же мы говорим об окончании земной жизни Божией Матери, то называем его успением, что означает отход ко сну.

 Впервые называет смерть успением сам Господь, говоря: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики не поняли, тогда Он им прямо сказал, что Лазарь умер (Ин. 11, 11-14). Это был новый взгляд на смерть. По словам святителя Филарета (Дроздова): «Так христианство самим переименованием смерти в сон, или в успение, внушает нам ту истину, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленными силами жизни, так уснувший смертию телесною пробудится в новую бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения». Однако эти утешительные слова относятся не ко всем. Но лишь к тем, кто по духу был близок к Богу, который сказал: «Я есмь дверь: кто войдет мною, тот спасется» (Ин.10, 9). Смерть же грешников – люта (Пс. 33, 22).

Кончина Пресвятой Богородицы называется успением, потому что Она не осталась во власти смерти, а была воскрешена и взята на небо своим сыном, Господом Иисусом Христом. По церковному преданию, апостол Фома на три дня опоздал к погребению Божией Матери. Тогда апостолы решили открыть для него гроб, чтобы он простился хотя бы с телом Богородицы. Однако тела в гробе не оказалось, там была одна только плащаница – погребальные пелены, саван. После этого Богородица явилась апостолам в воздухе, окруженная ангелами, и они поняли, что Господь взял ее на небо.

 Служба Успению сопровождается чином погребения Божией Матери с перенесением плащаницы – особой иконы с изображением Богородицы во гробе. Первоначально этот обычай существовал только на Святой Земле, в Гефсимании, где была погребена Божия Матерь. С середины 19-го века чин погребения стал совершаться в России, в Троице-Сергиевой Лавре. А после открытия Лавры в 1946 году этот обычай возродился и стал общероссийской традицией. Например, в Дивеевском монастыре с 1993 года при совершении чина погребения Божией Матери плащаницу несут по святой Канавке и вокруг монастыря.

 

Паломничество / Святая Земля 10-21 мая 2010 / 06 день_Иерусалим_06_Овчая купель_Крестный путь_Храм Гроба Господня
Вид на раскопки в месте, где Овчая купель (Силоам)
Вид на раскопки в...
Молитва над Овчей купелью
Молитва над Овчей...
Молитва в церкви св. Анны
Молитва в церкви ...
Церковь над домом прав. Иоакима и Анны
Церковь над домом...
Дом прав. Иоакима и Анны
Дом прав. Иоакима...
Претория
Претория
В древней цистерне - водном хранилище под преторией
В древней цистерн...
археологические находки
археологические н...
Место заушения Господа римскими солдатами
Место заушения Го...
Камень лифостротона (мостовой), где солдаты заушали Господа, с выбитой на камне игрой в царя
Камень лифострото...
 
В темнице Господа
В темнице Господа
Улица Виа Долороса - Крестный путь Спасителя
Улица Виа Долорос...
По Крестному пути
По Крестному пути
 
1 2

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина. Фото А. Виноградовой, Д. Юшкова, А. Суворова и А. Шадриной были сделаны во время паломнической поездки на Святую Землю в мае 2010 года.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.