Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Изучая родной край

26 июня 2010 года

24 июня завершил свою работу православный краеведческий туристический лагерь, организованный воскресной школой «Истоки» при монастыре Свято-Успенской Саровской пустыни.

Этот лагерь проводился второй раз. В нем приняли участие 11 ребят и трое взрослых: преподаватель воскресной школы «Истоки» Людмила Владимировна Куликова, председатель Федерации спортивного туризма в  Сарове Владимир Иванович Сорокин  и  учитель школы № 10 Екатерина Юрьевна Кальманова. Ребятам лагерь очень нравится, поехали все те, что и в прошлом году, добавились новички. К сожалению, на этот раз в лагере не смогли побывать студенты, так как у них еще не закончилась учеба. Также в этом году не было ребят из детского дома г. Васильсурска. Педагоги смогли оценить, насколько лучше было поведение юных саровчан в присутствии детдомовцев, им просто было стыдно лениться или плохо себя вести. Но взрослые не растерялись, поскольку у них было припасено проверенное воспитательное средство – трудотерапия. Скучать ребятам было некогда.

Ночевали в палатках, готовили пищу на костре. Продукты для лагеря выделил Саровский монастырь и приход храма Всех Святых. Дети приобретали навыки походной жизни. У них было замечательное туристическое снаряжение, закупленное еще  в прошлом году на выигранный воскресной школой «Истоки» грант. Собрали богатый краеведческий материал, узнали много нового от местных жителей. Помогли убрать храм и очистить святые родники от валежника. Подружились с курихинскими ребятами, провели товарищеский матч по футболу. У лагеря постепенно складываются свои традиции, например, совместное вычитывание молитвенного правила утром и вечером. Дети по очереди читали молитвы, несмотря на усталость, темноту и тучи комаров.

В прошлом году  лагерь базировался возле с. Лесное Ардашево в Мордовии. А в этом году было выбрано место в двух километрах от поселка Куриха (другое название – Сарма) Вознесенского района Нижегородской области, изобилующее родниками, которыми питается река Сарма. Родники получили название «12 апостолов». Они были освящены молитвами отшельницы Анастасии и ее последовательниц.

Анастасия Логачева (1809-1875) подвизалась в этих местах по благословению преподобного Серафима Саровского. Она родилась в с. Кудлей Ардатовского уезда, а приняла постриг с именем Афанасия  и скончалась в Ардатовском женском монастыре. Она с детства питала любовь к уединенной жизни. Подробнее о ней см. http://dl.biblion.realin.ru/text/8_Biblioteka_Bakulina/Bolshaya_Biblioteka/svrus1/H6-T.htm Наиболее известен рассказ о том, как подвижница вымолила своего брата, совершившего самоубийство в пьяном виде

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/serafim_rouz/afterdead/50.html

 

Анастасия Логачева, по преданию, молилась на камне в глухом лесу, подражая батюшке Серафиму. Этот камень сохранился до сих пор. Возле него установлен крест и сень над камнем. Правда, на самодельной табличке написано, что «здесь старец Серафим Саровский за нас молился от души». Но это уже – народное мифотворчество. Местные жители сначала отнеслись к Анастасии с опаской, и даже изгнали ее, но впоследствии стали почитать монахиню и место ее молитвенных подвигов (его называют – Старая Куриха). На этом месте существует источник, который, по преданию, дала подвижнице сама явившаяся Божия Матерь (схожее предание – о возникновении источника на Ближней пустынке в Сарове). Потом на Старой Курихе возникла женская монашеская общинка. Был построен и в 1894 г. освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» пятиглавый храм с колокольней. В 1930 году это место было разорено, община прекратила свое существование. Однако Знаменский храм был открыт в 4-х км, в пос. Куриха. Туда же был перенесен деревянный игуменский корпус, сейчас это – жилой дом.

 

В 90-е годы прошлого века благочестивые местные жители решили восстановить эти заброшенные святые места в глухом лесу. Их усилиями были построены: деревянные часовня и церковь в честь иконы «Знамение», отдельно стоящий колокол. Всюду развешены простенькие иконы и самодельные таблички, например, как сказано на одной из них, – на месте бывшей часовни св. Николая Угодника. Церковная служба там не проводится, но люди приходят помолиться. Саровчане ощутили благодатную намоленность этого места. На Старой Курихе постоянно живет всего один человек – старенький сторож. Он каждый день 12 раз бьет в колокол и с молитвой обходит храм. Рядом находится кладбище, где захоронены особо почетные жители села, церковные благотворители, священники и монашествующие.

 

Людмилу Куликову больше всего поразило трепетное отношение местных жителей к родникам, вообще – к воде. Саровчанам сделали замечание, что они пьют и плещут водой, не отойдя в сторону от колодца. А когда узнали, что приезжие ребята собираются чистить родники, даже испугались: «Ничего не надо. Вы к нашим родникам лучше не подходите». Потом, правда, позволили убрать накопившийся валежник. Но ни одной (!) бумажки и прочего мусора там просто не было, хотя это – излюбленная зона отдыха. Вспоминается, как весной на Серебряных ключах мы собрали 5 мешков мусора, на 120 л каждый. Горожане, похоже, утратили ту культуру отношения к природе, которая еще сохраняется у сельских жителей…

Перед отъездом саровчане передали оставшиеся продукты в храм, на канунный столик. Священник прервал службу и благословил всех детей. Такая теплота и внимание возможны только в маленькой сельской церкви.

 

Долго ли еще местные жители смогут сохранять память о подвижнице Анастасии и разогнанной монашеской общинке? Дело в том, что на следующий год в Курихе планируют закрыть среднюю школу, в которой учатся 40 детей, что неизбежно обречет поселок на умирание. Советская власть закрывала церкви, теперь закрывают сельские малокомплектные школы. Еще неизвестно, что хуже…

 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст – Бианы Курякиной, фото – Марии Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.