Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Дорога к храму... в селе Аламасово

25 июня 2010 года

В Троицкой церкви села Аламасово (Саровское  благочиние)  состоялось акафистное пение перед Тихвинской иконой Божией Матери. На акафист с большой духовной радостью собрались прихожане. По благословению благочинного, богослужение совершил иерей Николай Никишин, проживающий в Сарове. 

Аламасовская церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы построена в 1795 году. Закрыта она была в 1937-м, а во время разорения Саровской пустыни еще действовала. Тогда и появилась в Аламасове  Тихвинская икона Божией Матери, которая сегодня почитается как чудотворная.  Рассказ об этом чудесном событии предают сельчане из уст в уста, от поколения к поколению.

Наш корреспондент побеседовал с прихожанами. И они рассказали то, что слышали от своих родителей, бабушек и дедушек.

В 20-е годы прошлого столетия, когда происходило разорение Саровского монастыря, нашлись люди, которые вывозили оттуда все ценное – оклады с икон, утварь, сами иконы, продовольствие из запасов монастырских – хлеб, мед… В один день, видя нагруженные обозы,  жители Аламасова даже попытались остановить грабителей, четвероиз них были убиты. Их могилы возле храма. А однажды через Аламасово ехали подводы с таким же награбленным в монастыре имуществом. И вдруг на дороге возле церкви лошади встали, и как их не стегали, не шли дальше. Поднимались на дыбы. Тогда хозяева подводы сняли с нее Тихвинскую икону Божией Матери. Лошади пошли. Попытались вернуть икону на место – они опять остановились и поднялись на дыбы. Чтобы ехать дальше (добра-то помимо этого везли много), икону оставили. Местный священник (церковь еще была действующей) открыл храм, и икону с благоговением внесли внутрь, где она и пребывала до закрытия церкви.

Мать и отец одной из рассказчиц были малыми детьми, когда это произошло. Им рассказывала бабушка, это ее родного брата убили, когда он пытался остановить подводы.

После разорения в 1937 году икона хранилась у монахини Дивеевского монастыря, жившей в Аламасове. Она рассказывала людям, что когда забрала икону из храма, то не она ее несла (а икона большая, тяжелая), а это Матерь Божия ее несла – так было легко идти с иконой в руках.

После закрытия церкви, старики сказывали, что слышали в ней, уже запертой плач. Здесь долгое время был склад. А восстанавливать здание начали в 2000 году после решения общины. Когда пошли на собрание, чтобы принять решение о судьбе храма, был очень пасмурный день, но на мгновение солнце вышло и просияло. Не то ли это было мгновение, когда все единым духом решили – храму быть!

Когда икону перенесли из избы монахини в другую – в молельный дом, где собирались на молитву, игравшие поблизости дети стали свидетелями, как она просияла «неприкосновенным светом», блеснула как молния. Один из них прибежал с криком: «Мам! Сюда молнию принесли!».

И перед совершением акафиста, и после него отец Николай обратился к прихожанам с призывом продолжать молитву. Продолжать молиться при любых обстоятельствах.

«И не важно, что пока нет в храме постоянного священника, не важно, кто здесь будет служить – сказал батюшка, – молиться надо Богу и Матери Божией. Тем более перед этой Ее чудотворной иконой. Когда-то в нашем государстве не разрешали молиться. А сегодня это можно делать, но есть другая проблема – батюшек, священников очень мало, их не хватает».

Отец Николай сказал, что в истории нашей страны открывается сегодня другая по сравнению с безбожным временем страница,  но мы видим, что еще далеко не все в порядке:

– Вот мы с вами ходим в церковь, а наши дети и внуки где? Их здесь нет. Раньше вы собирались и молились перед этой иконой, потому что надежды не было никакой и нигде. Но и сегодня надо так же по-прежнему горячо молиться. Надо продолжать молиться каждую среду, даже если не сможет приехать священник. Надо петь акафист Божией Матери перед иконой ее Тихвинской. Для чего? Не для вас, вы уже нашли Бога, а вот дети и внуки пока где-то плутают. А Матерь Божия смотрит выше наших земных обстоятельств. Мы всегда надеемся на кого-то. Раньше – на советскую власть, потом разочаровались в ней. На демократию... Теперь мы надеемся на Епархию… А надо надеяться на Бога.

 

Сегодня храм действует, хотя его реставрация не завершена. Обстановка скромная, но очень уютно: деревянные полы, на лавочках домотканые дорожки, железная печь для отопления зимой, иконы либо очень старые, либо напечатанные на бумаге, хор пожилых прихожанок поет очень просто…

До села Аламасово всего 12 километров по хорошей асфальтовой дороге. Стоит оно на холме, с которого открывается красивейший вид на далекий горизонт. Эта местность хорошо знакома саровчанам, у многих здесь садовые участки. И тех, кто знает дорогу к этому храму, и тех, кто еще ни разу не бывал здесь, аламасовцы приглашают приезжать  к ним на богослужение. Здесь еженедельно совершается воскресная литургия (накануне всенощное бдение). А 9 июля, на  большой праздник, приезжайте обязательно! В этот день совершается празднование иконе Божией Матери Тихвинская

Давайте поддержим давнюю традицию наших предков – почитать престольные и особо чтимые праздники в церквях соседних селений. Совершим это небольшое паломничество. А духовная польза от него может быть огромная.

 

Паломничество / 20211009-Паломничество в Оранки, Богородск, Дудин монастырь
 
 
 
 
 
 
1 2 3

Историческая справка. История чудотворного образа – иконы Божией Матери Тихвинская

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.

Усердием великого князя Василия Ивановича (1505 - 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.

После Октябрьской революции 1917 года икона оказалась за границей. С  1949 года она сохранялась в США, а в июне 2004 года была возвращена в Россию и к своему празднику 8-9 июля вернулась в родной Тихвинский монастырь, где и пребывает до сих пор.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.