30 декабря 2012 года
Воскресная проповедь иерея Николая Никишина после Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня в Евангельском чтении мы слышали притчу о званных на брачный пир и о том, что много званных, но мало избранных.
Нам странно слышать это повествование. Некий знатный человек устроил вечерю и все, кого он пригласил, по разным причинам отказались прийти: один купил поле, другой – волов, и ему надо было их испытать, третий – женился. Все это бывает. Но хозяин вдруг послал своих слуг, чтобы они пригласили нищих, больных и увечных. И, кроме того, отправил людей за город, чтобы они убедили прийти на пир также тех, кто находится там. Это странно, но, тем не менее, это – в Евангелии. А у нас есть такой духовный закон: все, что в Евангелии, должно касаться нас, и сейчас. И первое, что должно нам сейчас прийти на ум, – воспоминание о Тайной вечере, на которой Спаситель установил Таинство Причащения. Мы знаем, что к этому таинству Он пригласил всех. И, более того, Он сказал, что тот, кто будет участвовать в воспоминании этой вечери, наследует жизнь вечную. Давайте, посмотрим на данную притчу, имея в виду это, последнее приглашение всех.
Заключение притчи было печальное – много званных, но мало избранных. Званные отказались. А сейчас много ли нас, званных? И не повторяются ли те же самые причины? В городе Сарове почти сто тысяч жителей, из них не менее половины крещены. Все крещенные приглашаются Спасителем к воспоминанию вечери, которая дает нам самое главное средство для спасения. Все храмы Сарова вмещают не более полутора тысяч человек и, как мы видим, вокруг нас еще остается свободное место. Значит и в Сарове много званных, но где же избранные? Господь еще в Ветхом Завете дал человеку заповедь – шесть дней работай, а день седьмой отдай Богу. Один из самых простых способов отдать день Богу – прийти в храм. Что нам мешает? Все то же самое, что мешало званным в Евангельской притче – житейские заботы и еще – развлечения…
Братья и сестры, если нас знакомые пригласят на вечерю, неужели мы будем на ней сидеть просто так у накрытого стола? Нет. Понятно, что мы будем вкушать пищу и участвовать в разговоре. Когда же мы приходим на литургию, за которой вспоминается вечеря, установленная Спасителем, мы тоже должны хотеть причащаться. Некоторые спрашивают: «Какая мера? Как часто следует причащаться?» Поверьте, братья и сестры, мы еще не дошли до той меры, которая возможна для нас. Здесь эта мера была установлена прп. Серафимом. Он сказал, что хорошо бы причащаться каждый двунадесятый праздник и, добавим сюда, еще на Пасху. Преподобный сказал это в XIX веке, когда Россия перестала причащаться, многие приступали к этому таинству лишь раз в году. И мы видим, к чему это привело. К революции, которая не только закрыла церкви, но и изгнала Бога из наших сердец.
Но у нас возникает еще одно препятствие: «Кто мы такие, чтобы часто причащаться?» Братья и сестры, мы все крещены и поэтому можем причащаться. Каждый из нас знает свои грехи и немощи. Как говорится в притче, хозяин послал служителей, чтобы привести на вечерю нищих, увечных, больных. Да, мы нищие. У многих из нас мало средств, чтобы материально участвовать в жизни Церкви. Мы увечные, потому что за три поколения советской власти мы все растеряли. Мы еле-еле знаем, кто такой Бог, почти ничего не понимаем в литургии. Когда спрашиваешь: «Что поется?», большая часть отвечает: «Не знаю». Также мы больные, потому что нам больно жить в этом мире. Сам Спаситель сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Но ведь Господь (хозяин из Евангельской притчи) послал служителей пригласить и этих людей, то есть, нас с вами. Даже такие, какие вы есть, вы можете стремиться причащаться чаще, и даже должны. В древней Церкви если кто-то не причащался в течение трех воскресений, то он, тем самым, отлучал себя от Церкви.
Братья и сестры, есть еще третья часть притчи, которая тоже к нам непосредственно относится. После того, когда на вечерю пришли нищие, больные и увечные, место еще оставалось, и господин послал своих слуг, чтобы они убедили прийти тех, кто находится за городом, на распутьях дорог. Согласно толкованию святых отцов, «в городе» находятся те, кто уже пришли в Церковь и в ней ограждены от зла духовными законами. Но есть и те, кто блуждает, запутался в своей жизни. И их нужно убеждать прийти сюда. Кто же эти люди? Это наши заблудшие ближние: кто-то из них пьет, кто-то запутался в личной жизни, кто-то не хочет или уже не может работать. Так, оказывается, Спаситель и их тоже зовет к себе на вечерю.
Имейте в виду, братья и сестры, убеждать их прийти – это ваша задача. Через ваших мужей, детей и родственников, с которыми вы сейчас ничего не можете сделать, Господь задает вам вопросы, отвечая на которые, вы откроете для себя тайны духовной жизни. И вам будет самим легче жить и спасаться. Читайте Священное Писание, потому что там вы действительно найдете слова жизни вечной. Идите все труждающиеся и обремененные ко Спасителю, чтобы Он вас успокоил. Помоги вам Господи. Аминь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна