Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

К 135-летию со дня рождения свт. Луки (Войно-Ясенецкого)

27 апреля 2012 года

К 135-летию со дня рождения святителя Луки (Войно-Ясенецкого) публикуем краткую биографию этого удивительного человека, причисленного Церковью к лику святых, - гениального хирурга и епископа, узника сталинских лагерей и лауреата Сталинской премии... Подготовил публикацию прихожанин одного из саровских храмов Б.Л.Макарьянц, врач по профессии.


 Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 14 апреля 1877 г. в Керчи в семье аптекаря. От отца он унаследовал чистоту души и редкую доверчивость к людям. В конце 80-х годов XIX-го столетия семья Войно-Ясенецких переехала на жительство в Киев. С этим городом связаны 15 лет юношества и возмужания Валентина Войно-Ясенецкого. Здесь он закончил гимназию и художественную школу. Здесь он сделал трудный выбор в пользу медицинской деятельности, в соответствии с глубоким внутренним стремлением быть полезным для простых крестьян. От этого своего первого гражданского обета В.Ф. Войно-Ясенецкий не отрекся до конца своей жизни. В 1898 году (в возрасте 21 года) он поступил на медицинский факультет Киевского университета им. Св. князя Владимира и в 1903 году окончил это учебное заведение с похвальными отзывами профессоров и преподавателей. Память о Киеве и его духовном центре, Киево-Печерской Лавре до старости согревала Владыку.

 Видимо, не случайно носил он такую военную фамилию – Войно. Его врачебная практика началась в Чите в годы Русско-Японской войны, где он заведовал отделением хирургии в госпитале Красного Креста. Военная хирургия прошла через всю жизнь Владыки Луки. Позднее, в Переславле он консультировал и лечил раненых солдат 1-ой мировой войны в небольшом тыловом госпитале. В 1919 году в Ташкенте был медицинским участником гражданской войны, а во время Великой отечественной войны стал уже руководителем и консультантом большой группы эвакогоспиталей в Красноярске, затем в Тамбове. Его семейная жизнь началась тоже на войне. Анна Васильевна Ланская, супруга Валентина Феликсовича, была сестрой милосердия в том же госпитале Красного Креста в Чите.

Но Валентин Феликсович много потрудился и в относительно мирной, земской медицине. 13 лет работал он в городских и сельских больницах Средней России. Из них около 6 лет (1910-1916гг.) в Переславле-Залесском. Здесь он полностью раскрылся как хирург широчайшего диапазона и как неутомимый научный исследователь. Здесь была написана его докторская диссертация по регионарной анестезии, удостоенная награды Варшавского университета (премия Хойнацкого) за разработку нового направления в медицине (1916). Хирургическая  активность Валентина Феликсовича была очень высокой. В год он выполнял до тысячи операций – глазных, гинекологических, урологических, по поводу опухолей, гнойных ран, оперировал даже на мозге, делал уникальные хирургические вмешательства в брюшной полости. Он один, буквально, работал за десятерых. Такой же объём работы в 1970-х годах выполняли 10(!) хирургов разных специализаций в той же Переславльской больнице. А кроме хирургии была работа с микроскопом, фотография, исследования на трупах и оформление анатомических рисунков и таблиц для огромной по объёму диссертации. И всё же, здесь он находил время и для церкви. Несомненно, что молитва в храме много помогала врачу в его колоссальной работе.

 В этот же период жизни, с 1907 по 1913 гг. в семье хирурга родились четверо детей (Михаил, Елена, Алексей и Валентин). Несмотря на большую загруженность отца, в семье был принят ласковый и доброжелательный тон в обращении с детьми. Все вместе они прожили около 15 лет. К несчастью, Анна Васильевна тяжело заболела туберкулёзом. Ради её здоровья в 1917-ом году семья переехала в Ташкент, где Валентин Феликсович по конкурсу получил должность главного врача городской больницы, но остановить болезнь не удалось. Смерть горячо любимой супруги осенью 1919 года разделила долгую и многотрудную жизнь доктора Войно-Ясенецкого надвое. Он очень тяжело переживал утрату, но продолжал большую практическую, педагогическую и общественную деятельность. Так, он стал одним из организаторов Туркестанского университета и кроме работы хирурга и глав/врача выполнял обязанности заведующего кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии этого университета. Студенты любили строгого профессора, строгого не только к другим, но больше всего к себе самому. Его образцовые операции неизменно собирали много хирургов, поскольку комментарии мастера хирургии всегда были обстоятельны и доходчивы. Не стоит забывать, что всё это происходило в полувоенной обстановке первых лет Советской власти, во времена сознательного разрушения всего привычного уклада российской жизни.

 Общественные поступки Валентина Феликсовича в Ташкенте между 1920 и 1923 гг. сегодня кажутся невозможными. Один, не имея никакой реальной опоры, кроме собственного авторитета, он отстаивал законность, нравственность, право на независимые убеждения. Тому примером был публичный спор с чекистом Петерсом на суде по делу профессора Ситковского, когда защита Войно-Ясенецкого привела к полному провалу расстрельного замысла обвинителей. Такой “лобовой” конфликт с нетерпимой к противостоянию властью был не единственным. Но особенно задевали нравственное чувство христианина надругательства над религией. Владыка Лука свидетельствует в “Автобиографии”, что его сердце кричало “не могу молчать!” при виде атеистических карнавалов того времени. Сильное искреннее желание защищать поруганного Христа повлияло на решение хирурга принять сан священника. В течение короткого времени с февраля 1921 по май 1923 гг. он прошёл путь от иерея до епископа, что было объяснимо трудным периодом в жизни церкви и высокими духовными качествами этого незаурядного во всех проявлениях человека. Имя апостола Луки при пострижении в монашество он получил от епископа Андрея, князя Ухтомского, который явно ощутил в нём “нечто апостольское”.

 Позднее в 1957-ом году, беседуя со своим будущим биографом (Марком Поповским), архиепископ Лука заметил, что тот, кто собирается описать его жизнь, ни в коем случае не должен разделять хирурга и епископа. “Образ, разделённый надвое, неизбежно окажется ложным”. В Ташкенте, где соединились эти две его стороны, началось и страдание Владыки за веру.

 В общей сложности одиннадцать лет провёл он в тюрьмах и ссылках. Заботу о детях как послушание, приняла на себя операционная сестра София Сергеевна Велецкая. Первый арест епископа и хирурга был за борьбу с обновленчеством, приверженность к патриарху Тихону и твердую гражданскую позицию – чекист Петерс не забыл полученного публичного оскорбления. В тюрьме епископу Луке пришлось заканчивать работу над первым изданием “Очерков гнойной хирургии”, главной его книги, впоследствии выдержавшей три издания (в 1934; 1946; 1956гг.) Первая ссылка последовала в Енисейскую область. За два года, ужесточая наказание, его пересылали из Енисейска в деревню Хая на реке Чуне, оттуда в Туруханск, далее в глухое местечко Плахино за Полярным кругом и вновь в Туруханск.

 Даже в тех условиях он оставался смелым хирургом и стойким архиереем, возвращая в православие многих поколебавшихся в вере священников и мирян. Он действительно был неразделим, профессор-хирург Войно-Ясенецкий – епископ Лука. Монолитно един в своём главном стремлении – творить добро. Все пациенты были дороги для него прежде всего, как люди, а в ответ на их благодарность он отвечал – “Это Бог вас исцелил моими руками, молитесь Ему.” За первой ссылкой, через 5 лет последовала вторая, по прямому указанию из Москвы, по абсурдному обвинению. После года тюремного заключения приговор гласил – три года высылки в Архангельск. Но путь туда пролегал через Котлас и лагерь “Макариха”, врезавшийся в память страшной эпидемией брюшного тифа. В самом Архангельске Владыке Луке приходилось делать обширные хирургические операции, но не в стационаре, а прямо у себя дома, поскольку из-за неприязни местных хирургов ему не разрешали работать в больнице. Не оставлял он и научные наблюдения по гнойной хирургии, пробовал искать новые пути лечения гнойных ран без помощи скальпеля (катаплазмы).

 В эти годы он неоднократно получал предложения (в том числе от С.М.Кирова) сложить сан епископа в обмен на высокие научные должности, но неизменно следовал отказ. Тогда его лишили и церковной и университетской кафедр и несколько лет он жил в положении частного лица в Ташкенте, продолжая приём больных и совершая воскресные службы в небольшой церкви в честь прп. Сергия Радонежского. В 1933-м году, после второй ссылки, утомленный перенесёнными испытаниями, он отклонил предложение митрополита Сергия о возобновлении служения на свободной епископской кафедре. Этого Владыка потом не мог себе простить даже и в старости, и третий свой арест в страшные годы “ежовщины”, отчасти считал Божиим наказанием за этот отказ. Но, по материалам дела, его два с половиной года держали под следствием и как врача-вредителя, и как члена мифической церковно-монархической организации. То есть, фактически, это страдание он принял за обе стороны своей деятельности. Дважды к нему применялся допрос “конвейером” (до 13-ти суток без сна), но сфабрикованные протоколы арестант Войно-Ясенецкий не подписал.

 Третья ссылка была назначена в Сибирь, в село Большая Мурта, где он пробыл до сентября 1941 года и где продолжал работать над вторым изданием “Очерков гнойной хирургии”, одновременно выполняя трудную работу хирурга, лишённого гражданских прав. Эта ссылка была прервана Великой отечественной войной. В памяти людей сохранился текст телеграммы на имя М.И.Калинина, отправленной ссыльным епископом: “Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку по такой-то статье в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны ГОТОВ ВЕРНУТЬСЯ В ССЫЛКУ. Епископ Лука”. В Красноярске его ждала огромная нагрузка в генеральской должности по организации работы группы эвакогоспиталей, но здесь же он возобновил служение и на епископской кафедре в сане архиепископа Красноярского с осени 1942 г.

 В конце 1943-го года эвакогоспитали переехали в Тамбов, вместе с ними переехал туда и архиепископ Лука, приняв Тамбовскую кафедру и продолжая активную хирургическую работу. Сейчас 2-ая городская больница Тамбова носит его имя и там установлен памятник хирургу-епископу, но в 1944-46 гг. отношения с коллегами и, особенно, с чиновниками были довольно напряженными, несмотря на присуждение в феврале 1946 г. Сталинской премии 1-ой степени за работы по гнойной хирургии. Надо сказать, что в течение жизни Владыка Лука сохранял два совершенно разных подхода к прихожанам и к больным, с одной стороны, и, напротив, к чиновникам. Это было отнюдь не случайное, а принципиальное разграничение. Отсюда возникали и различные, противоречивые отзывы  о его характере. В Тамбове же Владыка Лука много работал над богословской книгой “Дух, душа, тело”, которую можно назвать проповедью для учёных и интеллигенции, но написанной не на церковном, а на научном языке.

 Не менее тщательно готовился Владыка и к обычным проповедям, звучавшим на каждом его Богослужении. Вот фрагмент одной из них, произнесённой 1-ого июля 1945-го года, отразивший картину народной веры в тяжёлое послевоенное время: “Недавно, - говорил архиепископ Лука, - я шёл по Черниговскому шоссе, которое ведёт в Киев. По обочинам дороги, по тропинкам шли в Киев вереницы людей. Я спрашивал их, откуда они идут. Все были издалека. И среди них были такие, которые прошли по три тысячи вёрст. Что влекло их в Киев?  Их жизнь была тяжела и беспросветна. И они всем сердцем тянулись к свету. Как всё живое тянется к солнечному свету, так и их души, обременённые страданиями, тянулись к свету и искали правды. И в поисках этой правды, в поисках света они шли три тысячи вёрст пешком. И потому – идут, и всегда будут идти вереницы русского народа в Лавры – Киево-Печерскую, Троицкую, Почаевскую, на Соловки, в Саров – чтобы приобщиться к свету сердцами своими, душой отдохнуть там, где вечный покой стяжали преподобные отцы наши, святые и чудотворцы ...”. В этих проникновенных словах хорошо чувствуется живое сострадание души проповедника великому народному горю. Видимо и сам Владыка памятью и душою своей нередко отдыхал в Киеве и, конечно же, в Лавре.

26 мая 1946-го года Преосвященный Лука, несмотря на прошения тамбовской паствы, был переведён в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским. В Крыму Владыка уже почти не оперировал из-за прогрессирующей болезни глаз, а в 1956-ом году наступила полная слепота. Но внимания к телесным страданиям других он не ослаблял, помогая врачам точным диагнозом и советом в лечении, а больным - усердной молитвой и церковными таинствами. Свои архипастырские заботы он также не оставлял ни на один день. Времена хрущёвских гонений на церковь не дали ему покоя даже в глубокой старости и, может быть, отняли несколько лет его жизни. Вспоминая Ташкент, где он впервые стал читать лекции и научные доклады, оставаясь в облачении духовного лица, и тяжело переживая запрет на публичные выступления в рясе в Симферополе, Владыка с горечью говорил: “Тогда, - то есть в Ташкенте, - было возможно невозможное теперь”.  А ведь в то время он был уже учёным с мировым именем, и со знанием дела использовал достижения науки в своих проповедях, которые составили в общей сложности 12 печатных томов. За этот вклад в развитие религиозной мысли Владыка Лука был избран почётным членом Московской духовной академии в Загорске. Вместе с 55-ю научными трудами они составили его наследие для современников и потомков, неравнодушных к вере и к науке.

 А вот что писал в одном из писем архиепископ Лука в конце 50-х гг., подводя итоги своего сугубого служения – медицинского и архиерейского: “Верно, конечно, то, что вы пишете о лечении больных. Но вы не знаете, как необычайно ценят меня, как духовного врача. Очень многие говорят и пишут, что я оживил их духовно и возродил к новой жизни. Они пишут, что как ни высока моя медицинская деятельность, но архиерейская – неизмеримо важнее. Я и сам так думаю”.

Последнюю  Литургию Владыка служил на Рождество. Последнюю свою проповедь архиепископ Лука произнёс в Прощёное Воскресенье. Преставился ко Господу он в день памяти всех святых, в земле Российской просиявших 11 июня 1961-го года. И через 40 лет сам был прославлен в числе новомучеников и исповедников Российских.

Биография составлена по книгам: В.А. Лисичкина «Земский путь святителя Луки», 2005 и «Военный путь святителя Луки», 2011; протодиакона Василия (Марущак) «Святитель – хирург», 1997; Н.И. Ильичёвой «Сила моя в немощи совершается» (сборник проповедей и бесед архиепископа Луки), 2007; архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) «Я полюбил страдание» (автобиография), 1999; М. Поповского «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга», 1980.

 

СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ЛУКО!   МОЛИ БОГА О НАС!

 

Тропарь, глас 1:        Возвестителю пути спасительнаго,/  исповедниче и архипастырю Крымския земли,/  истинный хранителю отеческих преданий,/  столпе непоколебимый, Православия наставниче,/  врачу богомудрый, святителю Луко,/  Христа Спаса непрестанно моли /  веру непоколебиму православным даровати /  и спасение, и велию милость.

 

Кондак,   глас  1:        Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи,/  был еси святителю,/  душу же равноангельну сотворил еси,/  сего ради святительства саном почтен был еси,/  и во изгнании же от безбожных много пострадал еси,/  и непоколебим верою пребыв,/  врачебною мудростию многия исцелил еси./  Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно,/  Господь прослави,/  да вси вернии вопием Ти: /  радуйся, отче святителю Луко,/  земли Крымския похвало и утверждение.

 

Величание:  Величаем  тя,  святителю  отче  наш  Луко,  и  чтим  святую  память  твою,  ты  бо молиши  о  нас  Христа  Бога  нашего.

 
 
Вид на Кедронский поток, протекающий на дне ущелья
Вид на Кедронский...
На противоположном берегу потока Кедрон в скалах расположены кельи отшельников
На противоположно...
 
В одной из таких келий жил и прп. Савва
В одной из таких ...
 
Кедронский поток
Кедронский поток
Вид от Женской башни на монастырь
Вид от Женской ба...
Вид из монастыря на Женскую башню
Вид из монастыря ...
 
Внутри монастырских стен
Внутри монастырск...
 
Роспись в одном из храмов монастыря
Роспись в одном и...
 
1 2 3

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.