Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

В Горней стране

8 апреля 2012 года

После Благовещения Божия Матерь пошла из Назарета в Горнюю страну, в град Иудин к своей родственнице Елизавете, где находилась три месяца. Фоторепортаж из Горненского монастыря. 

Град Иудин был городом, где жили священники, и среди них – родители Иоанна Предтечи, праведные Захария и Елизавета. Эти холмы, поросшие лесом, наверное, самые живописные места возле Иерусалима. 

«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и  Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа,  и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»
(Лк. 1, 39-49).

Для прав. Елизаветы было открыто то, что было сокрыто даже от Иосифа Обручника, который после Благовещения хотел отпустить Марию, не желая ее огласить, Так что, даже понадобилось явление ангела, чтобы разубедить его в этом.

До сих пор в монастыре на  Благовещение совершается служба Божией Матери, которую написал архимандрит Антонин (Капустин), собиратель Русской Палестины. Служба называется «Праздник целования» или «Праздник встречи». Служба сопровождается крестным ходом. Икону Благовещения везут из Русской Духовной Миссии (РДМ), а навстречу ей выходит другой крестный ход с иконой «Целование Елизаветы». После встречи оба шествия сливаются и возвращаются в Горненский монастырь. Весь путь устилается травой и цветами. Икону «Благовещения» ставят в храме на место игумении, где она пребывает три месяца, до рождества Иоанна Предтечи, как об этом написано в Св. Евангелии, а потом ее возвращают в РДМ.

«Мария пребыла с Елисаветой около трех месяцев, потом возвратилась. Поскольку Елисавета имела родить, то Дева удаляется ради множества имеющих собраться к рождению, ибо Деве неприлично находиться при таких обстоятельствах. А из того, что Дева возвратилась при наступлении для Елисаветы времени родить, видно, что Ангел пришел к Марии в шестой месяц от зачатия Предтечи; да Мария пребыла с Елисаветой около трех месяцев; вот почти и девять месяцев», – так объясняет это место в Евангелии  св. Феофилакт Болгарский.

Архимандрит Антонин (Капустин) приобрел этот обширный участок земли, где теперь находится Горненский монастырь, для РДМ при следующих обстоятельствах. В то время (1870-е гг.) некоторые участки земли в селении Эйн-Карем (пер. как долина виноградников) уже принадлежали христианам-католикам. Был некий человек, миллионер еврейского происхождения, который крестившись в католичество, стал скупать на Святой Земле участки для нужд католической церкви. А эта земля принадлежала семье Ханны Джильяда, «драгомана» или переводчика во Французском посольстве. Он за нее запросил с миллионера сумму в 200 тысяч наполеонодоров. Тот себя неправильно повел, и сделка не состоялась. Хозяин земли сказал, что в пику миллионеру, продаст ее русскому архимандриту за 70 тысяч наполеонодоров. О.Антонин не был богат, но он в России организовал Фонд для приобретения этого участка Святой Земли, куда русские люди жертвовали деньги. Среди крупных жертвователей владелец известного столичного магазина Елисеев, заводчики братья Путиловы и др. В итоге получилось так, что этот русский участок буквально окружил владения католиков. Продавец умер через три дня после совершения сделки, как полагают, его отравили из мести.

О.Антонин не планировал строительства монастыря. Он хотел, чтобы здесь селились русские женщины, которые захотят провести остаток своей жизни в Горней стране. Но сначала на этом месте возникла монашеская община, а в 1874 году – и сам монастырь.

Сейчас там живут около 80 сестер во главе с игуменией Георгией (Жуковой) (прим. – Мы писали о ней в статье "Матушка Георгия"). На обширной территории монастыря разбросаны маленькие домики, утопающие в зелени. Сестры возделывают оливковые деревья. До 1983 года монастырь даже не был огражден. Пришлось построить ограждение, потому что в монастыре появились две мученицы, Вероника и Варвара, мать и дочь. Они были зарезаны. Это убийство было похожим на убийство трех иеромонахов в Оптиной пустыни на Пасху.

На территории монастыря есть небольшой храм, посвященный Божией Матери, Ее Казанской иконе. Его начал строить о.Антонин, он был построен за три года и освящен в 1883 году. Возле храма – камень, стоя на котором, по преданию, произнес свою первую проповедь о покаянии св. Иоанн Предтеча. Камень сюда перенес о.Антонин. Вторая часть камня находится внутри храма. Там есть еще одна святыня – Казанская икона Божией Матери, которая считается чудотворной. В 1925 году в Иерусалиме была эпидемия холеры. Монастырь как и город обезлюдел. Сестры прочитали 12 акафистов Божией Матери перед этой иконой, и с этого момента в монастыре не умерла ни одна сестра. Сохранилась традиция чтения 12 акафистов.

Издалека видны золотые купола храма Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Этот огромный храм заложил  в 1911 году преемник о.Антонина, архимандрит Леонид (Сенцов), а начали достраивать его только в 1997 году. Храм освятил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2007 году.

Паломничество / 20200913-К святыням Владимира и Мурома
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина, фото – А.Виноградовой, А.Суворова, М.Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.