Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Образ Церкви в советском кинематографе

14 февраля 2025 года

В Зале искусств библиотеки имени В. Маяковского 13 февраля состоялся показ документального фильма «Русская Православная Церковь в советском кинематографе» и его обсуждение с авторами: старшим священником храма в честь святых Царственных страстотерпцев протоиереем Сергием Скузоваткиным и алтарником этого храма Иваном Шкваревым.

Священник рассказал, что много лет вынашивал идею фильма и собирал фактический материал. И тут в храм пришел молодой сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ Иван, который помог отцу Сергию выстроить сценарий и осуществить монтаж фильма, работа над которым заняла полгода. Фрагменты фильма отец Сергий уже показывал студентам СарФТИ и воспитанникам детской воскресной школы, а в этот раз фильм продолжительностью 54 минуты впервые был показан целиком.

В своем культурологическом исследовании батюшка опирался на около 40 художественных и документальных фильмов, выпущенных в СССР в период с 1937 по 1992 год. Их список прилагается в финальных титрах, и при желании фильмы можно освежить в памяти или посмотреть впервые. Большой материал позволил отцу Сергию делать выводы и обобщения, подтверждая свои мысли фрагментами из советских фильмов. За кадром звучит голос священника, который анализирует, как менялось отношение к Русской Православной Церкви и духовенству в разное время.

Еще вождю мирового пролетариата В. И. Ленину приписывают слова, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», которое можно использовать для пропаганды и продвижения той или иной идеологии. В кинопродукции довоенного времени Церковь и ее служители грубо высмеиваются, после войны отношение к Церкви смягчается, а в период хрущевских гонений Церковь вновь попадает в фокус критики. Никита Сергеевич обещал показать по телевизору последнего попа, и атеистическая пропаганда набирала обороты. В это время выходят документальные ленты с разоблачениями, в которых публично отрекаются от веры церковнослужители и студенты семинарии. А в художественных картинах священники изображаются порочными людьми: пьяницами, блудниками, тунеядцами, обманывающими и обирающими доверчивых прихожан. Мрачная церковная жизнь противопоставляется советскому образу жизни, направленному на строительство светлого будущего. Тем не менее, власти не смогли ликвидировать Церковь, и примирились с этим фактом. В более поздних советских фильмах образ священника подается уже не столь карикатурно, более психологично. Так, в кинофильме «Ищу мою судьбу», 1974 года священник – положительный персонаж, который искренне заблуждается. Он противопоставлен обществу, переживает кризис веры и, в итоге, снимает с себя священный сан.

Отец Сергий отдельно выделил экранизации исторических романов и произведений русской классики, где исторически достоверно показывают церковные богослужения и таинства. Эти картины снимали люди, которые еще помнили традиции и православный уклад жизни. В то же время для кинопродукции, снятой после перестройки, характерны грубые ошибки в изображении богослужений, облачений и священнодействий, хотя создатели этих фильмов при желании могли проконсультироваться со специалистами.

Автор фильма делает интересные наблюдения. Если в интерьере квартиры советского человека мы видим иконы, значит, здесь живет отрицательный персонаж: сноб, жулик или спекулянт. Если человек употребляет славянизмы – то же самое, например, режиссер Якин из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию». В продукции киностудий советских республик более лояльное отношение к Церкви, чем в фильмах ведущих центральных киностудий.

В старых советских фильмах нам уже многое непонятно. Например, почему священник постоянно ходит в костюме, как мирянин, а в церковной одежде показан только во время богослужения? Голос отца Сергия за кадром объясняет, что в те годы ходить в общественных местах в подряснике было законодательно запрещено.

Даже в любимых советских кинокомедиях есть эпизоды, где насмехаются над верой, хотя вполне можно было без них обойтись. В качестве примера можно привести шуточный эпизод «хождения по водам» из кинофильма «Бриллиантовая рука» с актером Андреем Мироновым. Отец Сергий, кстати, любил и всегда ждал этот эпизод, потому что в этот момент торжественно звучат церковные песнопения. Обсуждая увиденное, некоторые участники кинопоказа говорили о том, что пока они не пришли к вере, она для них как бы не существовала, и они не замечали в фильмах подобные эпизоды. Другое дело – отец Сергий, который с детства был верующим, посещал церковь и жадно впитывал крупицы любой информации о ней.

Так была ли советская атеистическая пропаганда эффективной? Трудно сказать. С одной стороны, если в кадрах кинохроники взрывали церкви, сбрасывали колокола и сжигали иконы, это воспринималось поколением, вычеркнутым из церковной жизни, как обыденность, без особых эмоций. Но, в то же время, если на экране юноша прощается с девушкой, уходя на фронт, а вдалеке видна церковь, то понятно, что она там присутствует не просто так, а как символ Родины, за которую идет сражаться и готов умереть герой.

Священник убежден, что показ в фильмах прекрасной храмовой архитектуры и иконописи помогал пробудить у людей интерес к вере. И в целом, любое упоминание о Церкви, даже в отрицательном ключе, поддерживало память о ней, не давало забыть окончательно.

Отвечая на многочисленные вопросы после киносеанса, отец Сергий сделал парадоксальный вывод, что несмотря на атеистическую пропаганду советское кино было более добрым и человечным, чем нынешнее. Иван Шкварев также пообщался со зрителями. На вопрос, что побудило его, молодого человека, заняться таким фильмом, он ответил, что, во-первых, дружба с батюшкой, а, во-вторых, интерес к теме пропаганды и манипуляции сознанием через кинематограф. Иван поделился, что в будущем хотел бы сделать подобный разбор западных культовых фильмов.

Собравшиеся благодарили авторов за их труд, благодаря которому они узнали много нового.

Культура / 2025 год

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.