Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

В Сарове открылась выставка «Русское присутствие в Святой Земле»

12 февраля 2025 года

В Городском музее 11 февраля открылась выставка «Русское присутствие в Святой Земле», которая будет экспонироваться до 30 марта.

Выставка явилась продолжением фильма «Восхождение в Иерусалим», показ которого состоялся накануне. На ее открытие пришли директор городского департамента культуры и искусства Ксения Якунчикова, помощник благочинного Саровского округа по культуре протоиерей Александр Сухоткин, ученики Саровской православной гимназии и горожане.

Первую экскурсию по выставке провел Кирилл Вах, научный сотрудник Института археологии РАН, заместитель руководителя научной секции Императорского православного палестинского общества, ему принадлежит большая часть коллекции, которую он собирает уже 20 лет. «Цель данного проекта – встреча людей со Святой Землей и со стихией паломничества, которая всегда сохранялась в нашем народе. Нам сегодня сложно представить, какие тогда были условия для паломничества и тот труд паломника, который называли трудом религиозного подвига. Мы хотели показать, как это происходило с нашими предками, что вызывает уважение к этим людям. Они преодолевали все трудности и возвращались в Россию, принося с собой благодать Святой Земли», – отметил Кирилл Алексеевич.

Саровчане узнали, что одним из распространенных сувениров в XIX стали стереоскопы, позволяющие придать фотографиям эффект объема. На выставке можно увидеть стереоскопы разных конструкций и наборы фотографий к ним с изображениями паломников и видов Иерусалима, самим заглянуть в стереоскоп. Фотографы также накладывали Евангельские сюжеты на фон достопримечательностей, создавая эффект дополненной реальности – личного присутствия при Евангельских событиях или внутри святых мест. Также представлены приборы для рассматривания фотографий через лупу.

Другая необычная тема – это самодельные иконы с использованием привезенных со Святой Земли фотографий, открыток, сувениров и природного материала (камушков, желудей Мамврийского дуба и др.). Из привезенных святынь выкладывали композицию, помещали в киот под стекло, украшая бумажными цветами и узорами из фольги. Такие домашние иконы хранили в советское время. Кирилл Алексеевич: «Украшение икон – это древнейшая традиция, которая возродилась в советское время. Икона никогда не была «раздетой», без оклада. Советское искусствоведение XX века создало искусство иконописи, а икона всегда была святыней, и как только ее завершали писать, сразу убирали в оклад».

На выставке широко представлены фотографии, отражающие бытовые моменты жизни паломников: как они плывут на корабле; как отдыхают, сидя прямо на земле; как идут босиком, держа обувь в руках. Есть и настоящие исторические фотодокументы, например, принесение колокола на колокольню «Русская свеча» на Елеонской горе. Посетители выставки были удивлены тем, насколько массовым было русское паломничество на Святую Землю, и что большинство изображенных паломников – это крестьяне. По словам Кирилла Алексеевича, паломничество на Святую Землю тогда стоило от 250 рублей и выше, и люди готовились к нему много лет. Сначала русские паломники путешествовали пешком, а когда в XIX веке открылось морское сообщение, плыли на пароходах из Одессы через Константинополь в Яффу. Там корабль не мог подойти к самому берегу, и людей вместе с вещами перегружали в лодки. А на берегу они посещали подворья и храмы Русской духовной миссии. Работала русская почта, и паломники посылали почтовые карточки домой с приветом из Иерусалима. Экскурсанты с интересом читали эти старинные послания.

На выставке можно увидеть копии фотографий паломников XIX века, инфомат с редкими книгами, литографии и информационные стенды, раскрывающие подробности русского паломничества на Святую Землю. Другая материальная часть выставки – это предметы, которые паломники привезли домой. Эти сувениры свидетельствуют о существовании бизнес-инфраструктуры, обслуживающей паломников. Местное население занималось резьбой из оливкового дерева евангельских сюжетов, изготовлением икон и распятий из раковин (перламутра), мелких резных икон на гальке. По мнению Кирилла Ваха, благодаря массовому производству сувениров и, с другой стороны, бережному сохранению их богомольцами, не были утрачены и дошли до нас живые традиции паломничества.

Справка. Проект «Русское присутствие в Святой Земле» Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он охватывает четыре города: Москву, Санкт-Петербург, Арзамас и Саров.

Фото

Культура / 2025 год

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.