Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Горожане познакомились с жизнью Первоначальника Иоанна

7 декабря 2024 года

5 декабря в духовно-научном центре Саровского монастыря прошла вторая встреча из цикла «Исторические беседы». Краевед Елена Мавлиханова выступила на тему: «Рукописи не горят? Триумфы и трагедии Первоначальника Иоанна».

Напомним, что город Саров, по мнению историков, берет свое начало с 1691 года, когда на гору в междуречье Сатиса и Саровки пришел молодой монах-отшельник Исаакий, будущий Первоначальник Иоанн. Он основал монастырь на месте заброшенного средневекового мордовского городища, о котором во время первой беседы рассказывал краевед Алексей Подурец. Так что в 2024 году Сарову исполнилось уже 333 года.

Слушатели познакомились со страницами жизни монаха-подвижника и той исторической эпохой, когда он жил. На рубеже XVII-XVIII веков власти начали всячески утеснять монастыри. Начиная с Петра I, государство стало относиться к монашествующим не как к молитвенникам и труженикам, но как к тунеядцам и балласту общества, которому желательно найти полезное общественное применение. Так, Саровская пустынь впоследствии исполняла функции, говоря современным языком, «реабилитационного центра» для исправления подверженных пьянству представителей духовенства.

Все, что нам известно об основателе Саровской пустыни, свидетельствует о его высокой духовной жизни. Иван Федорович Попов родился в 1670 году в с. Красное Арзамасского района в благочестивой семье потомственных церковнослужителей. И до сих пор в этом селе помнят о нем. Так, площадь перед храмом названа именем иеросхимонаха Иоанна, в честь него проводят различные мероприятия, в том числе спортивные соревнования…

В 19-летнем возрасте юноша принял монашеский постриг с именем Исаакий в Введенском монастыре города Арзамаса, а через три года – священный сан в Темникове. Направляясь из Арзамаса к духовным старцам в Санаксарский монастырь, Исаакий остановился на отдых в лесу на Саровской горе. Там ему в тонком сне явился свт. Иларион, митрополит Киевский, который велел на этом месте копать пещеры наподобие Киево-Печерских. Получив благословение старцев, Исаакий вернулся на Саровскую гору и приступил к рытью пещер.

Постепенно вокруг подвижника собрались единомышленники. Поскольку монахов, живущих в лесу без церкви, власти считали раскольниками, а с ними в то время обращались жестоко, при помощи князей Кугушевых был приобретен участок земли для строительства церкви. И в 1706 году была освящена первая деревянная церковь Сатисо-градо-Саровской пустыни – во имя образа Божией Матери «Живоносный Источник». Параллельно с Саровским монастырем с 1700 по 1706 год иеромонах Исаакий управлял арзамасским Введенским монастырем. И в создании обители на Саровской земле ему помогали земляки, также и среди саровских монахов были уроженцы Арзамаса.

В 1714 году будучи по делам в Москве, Исаакий тяжело заболел и, думая, что умирает, принял схиму с именем Иоанн. После чего он выздоровел и продолжал заботится об устроении обители.

Собравшиеся узнали о миссионерской деятельности основателя Саровской пустыни, который массово возвращал раскольников в лоно православия при помощи образованности, силы убеждения, а также доброго отношения, что тогда было новым и необычным.

Первоначальник Иоанн оставил после себя четыре письменных труда: «Устав общежительной Сатисо-градо-Саровской пустыни», «Сказание об обращении раскольников заволжских», «Похвала на обращение заволжских старообрядцев и увещание к обратившимся» и «Сказание о первом жительстве монахов и построении церкви Пресвятой Богородицы Живоносного Ея Источника, в пустыне, на Старом Городище, где ныне стоит общежительная Саровская пустынь» (последняя рукопись хранилась в ризнице монастыря). Елена Алексеевна показала горожанам фрагменты из архивных документов. Участники встречи могли прочитать фрагменты знаменитого Устава Саровского монастыря. Этот Устав переняли многие российские монастыри, которые в XVIII веке пришли в упадок, и это позволило им наладить монашескую жизнь. По словам докладчика, Саровская пустынь дала около полусотни настоятелей в другие монастыри.

Кроме того, Первоначальник Иоанн положил начало библиотеке Саровского монастыря, поэтому Елена Алексеевна уделила большое внимание этой теме.

Среди саровских монахов были переписчики книг и вообще образованные люди. Когда в 1799 году завершилось строительство монастырской колокольни, в помещении над Царскими вратами разместилась библиотека. К началу XX века ее фонд насчитывал около 10 тысяч книг, в том числе более 700 рукописных и старопечатных книг. После разорения Саровской обители в 1927 году 48 пудов (!) самых ценных книг были вывезены в Москву. Часть библиотеки сохранилась в Российском государственном архиве древних актов, часть – в архивах Темникова и Саранска. Эти книги можно узнать по экслибрису Саровской пустыни. В фойе была представлена небольшая выставка старинных книг из собрания Саровского монастыря. А заместитель руководителя духовно-научного центра Саровского монастыря Ольга Недошивина пригласила горожан посетить музей и современную библиотеку обители, которая работает с 8 до 16 часов. Ее фонд пока вдвое меньше, чем был сто лет назад, зато там представлено много книжных новинок различной тематики для взрослых и детей.

На встрече говорилось и о том, что прп. Серафим Саровский не только прочитывал каждую неделю весь Новый Завет, но и вообще много читал. Одна из книг, принадлежавших батюшке Серафиму, «Ирмологий», после его кончины перешла иеродиакону Сергию, а теперь находится в библиотеке Троице-Сергиевой лавры…

Елена Мавлиханова рассказала, что любовь Первоначальника Иоанна к книжной премудрости сыграла с ним злую шутку. В результате доноса в 1734 году в Саровскую пустынь прислали команду солдат, которые изъяли рукописи «неподобающего» содержания, арестовали настоятеля обители и в кандалах, как государственного преступника, увезли в Санкт-Петербург. Делу придали политическую окраску, по нему пострадала целая группа монахов. Их судьба сложилась по-разному. А Первоначальник Иоанн закончил свои дни в тюрьме Тайной канцелярии предположительно в 1737 году, в 67 лет.

После лекции возникло много вопросов. Почему со временем обвинение с иеросхимонаха Иоанна не сняли и не восстановили его доброе имя? Пытался ли кто-то за него заступиться? Когда в 1861 году православный писатель Андрей Муравьев сообщил в Саровскую пустынь, что нашел захоронение Первоначальника Иоанна на погосте Колтовской Преображенской церкви в Санкт-Петербурге, почему его тело не перенесли в Саров? Cо временем это место было перестроено и утрачено. Первоначальник Иоанн желал быть похороненным в Сарове и даже приготовил себе место. Почему его желание не исполнили? Почитала ли своего Первоначальника братия монастыря? И в наше время собираются ли материалы для его прославления?

Как известно, от сумы и от тюрьмы не зарекаются. Похожая ситуация случилась в жизни настоятеля Санаксарского монастыря прп. Феодора (Ушакова) через 40 лет после ареста Первоначальника Иоанна, но она разрешилась более счастливо. Прп. Феодор точно так же пострадал по ложному доносу и девять лет провел в заключении в Соловецком монастыре. Но благодаря заступничеству митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила старец был освобожден и вернулся в родную обитель. А в 1999 году он был прославлен в лике святых.

Конечно, церковное прославление того или иного святого должно сопровождаться не только собранным историческим материалом, но и живым почитанием в народе. А чтобы возникло широкое почитание, люди должны знать о нем. К сожалению, жители Сарова практически не знают об основателе города. В топонимике Сарова ничто не говорит о нем, и это воспринимается как какое-то недоразумение.

Имя Первоначальника Иоанна популяризируют в Саровской православной гимназии: о нем в игровом музее проводят экскурсии школьникам Сарова и показывают мультфильм, созданный гимназистами. И саровские прихожане, которые читают Псалтирь в двадцатках, молятся «об упокоении Первоначальника Иоанна с почившей в Бозе саровской братией». Это – самый малый акт благодарности людям, оставившим нам святое намоленное место.

Дай Бог, чтобы пришло время, и Саров обрел в лице Первоначальника Иоанна еще одного небесного покровителя нашего города.

 

Духовно-научный центр в Сарове / 2017 год / 20170514-Фестиваль "Письмо батюшке Серафиму"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2 3 4 5

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.