Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Паломничество саровчан в Арзамас

22 июля 2024 года

20 июля Саровское благочиние организовало экскурсионно-паломническую поездку в Арзамас, в ней приняли участие 48 человек.

Программа началась с посещения Божественной литургии в Воскресенском кафедральном соборе, где некоторые участники поездки причастились Святых Таин. Саровчане поклонились главной святыне арзамасской земли – Животворящему Кресту Господню, осмотрели собор и прилегающую территорию со смотровой площадкой. Затем побывали в Николаевском женском монастыре, прочитали акафист перед самообновляющейся иконой Божией Матери «Избавление от бед страждущих», поклонились другим чтимым иконам обители: рубленой иконе «Достойно есть», самообновляющейся иконе свт. Николая Чудотворца и резной деревянной иконе «Николы Можайского». После трапезы в монастыре направились в Музей русского патриаршества, с экскурсоводом еще раз осмотрели кафедральный собор и Свято-Преображенский мужской монастырь.

Многие саровчане хотели увидеть после масштабной реставрации Воскресенский кафедральный собор, в цоколе которого разместился Музей русского патриаршества, и восстанавливающийся Николаевский женский монастырь. И они не разочаровались – те, кто давно не бывал в Арзамасе, были просто потрясены произошедшими изменениями. Кафедральный собор, который в 1988 году будущий патриарх Алексий II назвал «жемчужиной в грязи», теперь предстает во всем великолепии – как образец русского классицизма столичного уровня.

За четыре года (с 2019 по 2023) был полностью отремонтирован весь собор – от кровли и до подклета. Теперь, после установления отопительной системы, он работает и в холодное время года. В соборе представлены все виды церковного и декоративно-прикладного искусства: храмовая архитектура, лепнина, иконопись, резьба по дереву, чеканка по металлу. Вызывают восхищение искусно выполненные металлические позолоченные оклады икон, а также шитые оклады на основе бархата и парчи, украшенные золотным шитьем, жемчугом и ценными камнями, которые изготавливали в ныне возрождающейся Алексеевской женской обители Арзамаса. Привлекают внимание инкрустированные лампады ювелирной работы и удивительные композиции из стабилизированных цветов (свежих цветов, обработанных глицерином).

В Воскресенском кафедральном соборе отреставрировали около 7000 кв. м уникальной ступинской живописи, и она смотрится свежо и ярко. В ходе реставрации обнаружили розоватый фон композиций и выяснили, что росписи выполнены не в технике фрески (тушью по сырой штукатурке), а в клеевой технике. Впоследствии с этим же столкнулись мастера при реставрации росписей храма Всех Святых в Сарове, поскольку и арзамасский собор, и кладбищенский храм Саровской пустыни расписывали одни и те же художники Ступинской школы – Осип Серебряков с сыном Александром. Хочется отметить бережный подход реставраторов, благодаря которому удалось сохранить дух старины, атмосферу XVIII века.

Соборная площадь, по которой прежде сновали автобусы, стала пешеходной зоной, покрыта брусчаткой и блещет чистотой. Свято-Никольская обитель, где прежде была «мерзость запустения», теперь, несмотря на строительные работы, очень ухоженная, вся утопает в цветах.

Экскурсоводы рассказывали об истории храмов и святынь, но с бОльшим удовольствием вспоминали истории людей, по вере которых Господь подавал чудесные исцеления и благодатную помощь. Свидетельства очевидцев укрепляли веру саровских паломников.  Одну из таких удивительных историй экскурсовод рассказала про себя: «Однажды я пришла на службу в Воскресенский собор, еще будучи человеком не воцерковленным, и стояла на этом самом месте. Пришла мысль: «В храме молятся сотни людей со своими нуждами. Разве Бог может увидеть каждого и вникнуть в его проблемы?» Подняла глаза вверх (и все экскурсанты посмотрели вверх) и увидела под куполом изображение «Всевидящего Ока» как ответ на свой вопрос…» Какое же это чудо? – скажут скептики, – просто случайное стечение событий. Однако это привело женщину к Богу, зажгло в душе искру веры, а этот дар посылается свыше.

Этот же экскурсовод дала полезный совет, что не надо покупать множество пузырьков с освященным маслом – достаточно одного. При помощи этого масла можно освятить любую емкость с пищевым растительным маслом. При наружном употреблении масла нужно крестообразно помазывать им больное место, а внутрь лучше употреблять на хлебе, а не добавлять в пищу, чтобы не было отходов.

Многие саровские паломники уже посещали Музей русского патриаршества, открытого в 2013 году в здании городского магистрата. Но после переезда музея в 2023 году в Воскресенский собор его экспозиция тоже обновилась. Появились новые информационные стенды о 16 патриархах Русской Православной Церкви, четверо из которых были причислены к лику святых; уголок, посвященный истории семьи Святейшего Патриарха Кирилла. В музее можно увидеть как современные реконструкции, так и подлинные вещи патриархов, сохранившиеся старинные антиминсы, начиная с XVII века, архивные документы. Одних экскурсантов поразил размер облачения патриарха Никона и его огромные вериги – судя по всему, это был человек исполинского роста и недюжинной силы. Другие обратили внимание на отпечатанный на машинке в 1938 году и сшитый вручную акафист, принадлежавший местоблюстителю Русской Православной Церкви митрополиту Сергию (Страгородскому). Глава Церкви не имел богослужебной литературы типографского качества! Экспозиция свидетельствует, что в истории Русской Церкви (как и в истории России) значительное место занимали периоды войн, смут и гонений на Церковь. Визит в музей побуждает возблагодарить Бога за то, что мы сейчас живем в благоприятное для верующих время…

Казалось бы, в последнее время так много делается для восстановления церквей. Однако в настоящий момент в Арзамасе восстановили ровно половину того, что было: 18 из 36 храмов и два из четырех монастырей.

Со смотровой площадки возле собора паломники видели через р. Тешу Смоленский храм с зимней церковью и шатровой колокольней в с. Выездное, весь в лесах, где в настоящее время идет полная реставрация. Решили обязательно съездить туда после окончания реставрации.

Публикации по теме:

Воскресенский собор Арзамаса   

«Росписи Арзамасского Воскресенского Собора» 

«Арзамас православный и исторический»  

Фото

 

 
Храм всех наций
Храм всех наций
Престол храма Всех наций
Престол храма Все...
Камень, на котором мог молиться Иисус
Камень, на которо...
Камень окован решеткой, напоминающей терновый венец
Камень окован реш...
Потомки древних маслин окружают храм
Потомки древних м...
Храм св. равноап. Марии Магдалины в Гефсиманской обители в Иерусалиме
Храм св. равноап....
 
Внутри обители - зеленеющий оазис
Внутри обители - ...
Ступени дороги, по которой Господь вошел в Иерусалим
Ступени дороги, п...
Вид из Гефсиманской обители
Вид из Гефсиманск...
Золотые ворота Иерусалима
Золотые ворота Ие...
 
Напоминание о том, как апостолы уснули во время моления Господа
Напоминание о том...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.