- Я еще только на пути к Богу, впервые задумалась об этом около года назад и поначалу рьяно взялась изучать каноны, но постепенно из-за недостатка времени, а может быть, и особого желания моя церковная жизнь, толком не начавшись, сошла на нет. Да еще на работу пришла сотрудница-мусульманка, и ее рассказы об исламе просто завораживают. Я бы хотела так жить, по установленным раз и навсегда в незапамятные времена обычаям. Ведь быть православным человеком женщине в наше время невозможно, не тот ритм жизни. Я с удовольствием бы сидела дома, занималась хозяйством, рожала и воспитывала детей. А в реальной жизни я - главный добытчик, и хотя мне очень хочется родить еще одного ребенка, позволить себе этого не могу, иначе моя семья останется почти без средств к существованию. Что мне со всем этим сумбуром делать? - Екатерина, 35 лет.
- Как видно из вашего рассказа, религиозная жизнь у вас началась рьяно, но не с того. Обратите внимание: то, что легло вам на душу в рассказе о мусульманстве, поначалу вы пытались разглядеть и в христианстве (изучение канонов). Вы пошли по естественному пути соблюдения внешней атрибутики.
Каноничность, регламентированность, строгое исполнение и традиционализм являются краеугольным камнем многих религий. Принцип «делай то-то и то-то и получишь за это награду», привлекает своей простотой. Глядя на то, что христианство также традиционно (посты, одежда, молитвы) многие полагают, что это и есть самое главное. Это не так.
У любого канона, правила, традиции, закона очень ограничено действие на проявление доброго в человеке. Закон существует не для того, чтобы вести человечество в рай, а для того, чтобы не дать ему опуститься в ад. Каноны, словно указывающие знаки дорожного движения, направляют человека к любви, но без свободы ее нет. Христианский Бог принял на себя царствовавший в человеке неотвратимо закон греха и через самопожертвование исправил, восполнил нравственный закон. Для христиан тщательное исполнение заповедей лишь открывает немощь (слабость) и дает осознание необходимости помощи. А ведь бывает и другое, когда при исполнении религиозных предписаний можно получить иной результат: самопревозношение и гордость - мать всех пороков. Человек нуждается не в награде, а в спасении. Сознание именно этого является главным в христианстве.
В христианстве ответственность проистекает из свободы, любовь - из закона, понуждение - из немощи.
Но то, что в мире сейчас нет нравственного порядка, очень беспокоит. Особенно тяжело женщинам. Тот ритм жизни, о котором вы говорите, мода на принцип «бери от жизни все», почти не оставляет женщине шанса осуществить ее главное предназначение – быть матерью. Подвиг материнства - это настоящее творчество женщины, в этом она всегда пребывает в союзе с Богом. Если у нее только один ребенок, с которого она сдувает пылинки, то в зрелом возрасте ее материнская любовь достанется собачке (которую она завела от скуки), или садовым цветочкам, заботиться о которых она будет непременно по-матерински.
Что же касается средств к существованию, то ведь не в голод живем, и не в разруху. Парадокс нашей жизни заключается в том, что у самых состоятельных людей по одному ребенку в семье (и то средств не хватает). Конечно, с детьми себе многого не позволишь, зато при этом явно видно, что в нашей жизни главное, а что второстепенное.
Впрочем, женщине, хоть и трудно в современной жизни, но при правильном подходе организоваться возможно, даже если она «главный добытчик».
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна