- Я выхожу замуж, и мой будущий супруг настаивает на венчании. Я бы может и не против, но если он человек воцерковленный, то я - нет. Может, пока мое время не пришло? - Дарья, 25 лет.
- Дорогая Даша, в каждом таком случае следует советоваться лично с духовным наставником. Однако общие положения этого вопроса требуют своего раскрытия. Существует ряд заблуждений по поводу сущности церковного брака. Многие сейчас уверены, что венчание придает пущую законность браку и что невенчанный брак - это блуд, незаконное сожительство. И для того чтобы считаться мужем и женой, обязательно нужно повенчаться. ЭТО НЕ ВЕРНО.
Такое понимание предназначения церковного брака имеет давние корни. В Х веке византийский император Лев VI своим постановлением закрепил за Церковью роль юридического оформления брака. Церковь уже не просто имела целью дать благодатный дар своим членам, тем, кто хотел его принять, кто стремился к полноте жизни во Христе, но должна была взять на себя необходимое узаконение брака. Надо понять, что при этом серьезно страдала духовная сторона таинства. Такая же ситуация сложилась и в России в дореволюционный период. Отсюда и отношение к венчанию как к необходимому для всех красивому ритуалу, отсюда и печальные жизненные моменты, изображенные на картине «Неравный брак».
В действительности, церковный брак никак не заменяет, не дополняет гражданский. Церковь признает законность брака, зарегистрированного государством, более того, венчание может совершаться теперь только над теми, кто уже «расписан». Церковный брак - не альтернатива гражданскому, это нечто другое. Церковный брак - это таинство. Если гражданский брак констатирует желание двух людей честно пребывать друг с другом исходя из выбранных ими самими жизненных позиций, то церковный освящает христианский союз мужчины и женщины, желающих жить не столько друг для друга, сколько для Бога. Христиане в браке призваны помогать друг другу совершенствоваться во Христе. Церковный брак, иными словами, это один из этапов жизни христианина в Церкви.
В древности таинство брака было неотделимо от Евхаристии, отголоски этого мы видим в современном чине венчания. И сейчас перед венчанием брачующиеся причащаются Святых Таин.
К слову сказать, мне лично приходилось объяснять одному из супругов, что если муж атеист или явно не желает жить по-христиански, то он не может воспринять благодати таинства. «Лошадь можно заставить войти в реку, но заставить ее пить из нее нельзя». Ведь при совершении брака христиане просят даровать им терпения (осознавая, что его будет не хватать), помощь в подвиге, многочадие (смысл христианского союза в рождении и воспитании детей, а не в жизни для себя). Было бы неверно человеку слушать и входить в согласие с молитвой о том, в чем он не нуждается. Будет ли являться на самом деле воином тот, кто на время надел доспехи, чтобы покрасоваться, а затем снять их?
Предвижу возражение многих, дескать, это идеал. Да идеал, подходя к которому, надо немного подготовиться. Поэтому церковным браком освящается жизнь супругов, каждый из которых, по крайней мере, желает жить по-христиански.
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна