- Почему священники ходят в обычной жизни тоже в рясах? Они же выделяются из толпы, на них все обращают внимание. Они же не на работе… - Лена, 16 лет.
- Дело в том, что священники не имеют «обычной» жизни, они всегда на «работе». Ряса при этом играет не последнюю роль. Постараюсь обосновать.
Как сказал видный богослов, ученый, медик, философ священник Павел Флоренский: «Одежда - это продолжение личности человека». Именно одежда может многое рассказать о человеке, то, насколько он открыт для общества, насколько обязателен и порядочен. Одежда как выражение человека может выделять его личный стиль, современную моду, а также профессиональную принадлежность. Профессиональная одежда несет в себе значение удобства исполнения определенного дела. Форма футболиста, например, удобна для бега, а у пожарного специально сшита из плотной ткани в целях защиты от воздействия огня. Совсем другое дело обстоит с одеждой священника или, например, формой военного. Эта одежда не для красоты выражения имиджа или удобства выполнения профессиональных дел. Китель и ряса не выражают чего-то личного, напротив, обобщают людей одного долга - служить.
Слово служить - однокоренное слову жить, и означает постоянное ежесекундное пребывание человека в том деле, которому он решил посвятить свою жизнь. Одежда служителя задает особый тон самому ее носителю, напоминает ему о высоте его служения. Крановщик, сняв робу и придя домой, становится обычным человеком. Видя его в непристойном виде, никто не скажет: «Вот крановщик плохой, позорит свою стройку», т.к. он отвечает за себя лично. Другое дело - священник. Он представляет не себя лично, а всю Церковь. Офицер, придя с караула, остается солдатом, так как в соответствии с его долгом его могут ночью поднять по тревоге. Солдат - это не работник, он служитель своего народа, и вся его жизнь без остатка принадлежит делу защиты своего народа. Видя человека в военной форме, мы проникаемся уважением, ведь он может отдать за нас жизнь. В тоже время именно люди в форме чаще других становятся объектом общественного осуждения. Это объяснимо, служение - это тяжкий крест, свойство которого быть битым за свое служение своими же. Отсюда вытекает еще одна норма служения – бескорыстие. Именно поэтому у рабочего зарплата (он ее заработал) а у военного жалование (то, что государство ему жалует).
Одежда священнослужителя напоминает ему самому и окружающим о высоком служении Богу и людям. Ряса также свидетельствует всем нам о том, что жизнь не замыкается на земных интересах, подобно как военная форма на защитнике Отечества может напомнить о ценности мира на земле.
Кроме того, священник, выйдя из храма, часто идет в дома, где его ждут больные, умирающие и другие, кому он в силу своего сана являет благодать и силу Божию. Как бы воспринял страждущий батюшку, пришедшего к нему, чтоб не выделяться из толпы, в косухе и в джинсах с рваными коленями?
Священник даже на улице, в магазине все равно как перед Богом, подобно воину, не снимающему доспехи из-за ожидания боя.
Парадокс нашей жизни заключается в том, что можно одеться как угодно непристойно и тебя никто не заметит, а человек в традиционной одежде (форме) не только выделится из толпы, но и покажется динозавром.
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна