Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«ХРАМЫ СЕЛА ДИВЕЕВО»

2 марта 2016 года

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:

Ученик 6 класса

Монастырской православной школы

Гречка Антоний Михайлович

Руководитель:

Гришина Анна Васильевна

учитель истории и краеведения

Моя работа посвящена храмам села Дивеева. Казалось бы, это хорошо изученные страницы истории нашего края. Но с какой точки зрения, с какого ракурса смотрим мы на эти страницы? Когда, в какие времена строились храмы в нашем селе? Что они приносили с собой, как влияли на жизнь тех, кто строил храмы и жил рядом с ними? Об этом я думал, работая над альбомом, посвященным храмам нашего села.

На Руси существовала традиция воздвигать храмы и часовни в честь побед над врагами. Там поминают воинов, сложивших голову на поле кровопролитных боёв и сражений, но не павших духом. Величественные храмы со своими золотыми крестами, пламенными куполами и живописным орнаментом торжественно возвышаются над землёю как символ Неба.

Нередко храм в просторечии называют церковью. А Божия Церковь подобна воинству, которое крестом — духовным мечом Православия — ведёт духовную брань с мировою суетою земли и является и защитницей государства и хранительницей веры. Поэтому храм похож на воина. Купола и крыши абсид греческих храмов напоминают византийский шлем. Верхние закомары похожи на кольчугу. Нижние закомары вместе с нефами похожи на большие щиты. Такое строение храма, похоже, на то, как вокруг фаланги крупных воинов стоят бойцы поменьше (абсиды). Такая архитектурная внешняя система существовала на Руси во времена равноапостольного князя Владимира Крестителя. Но когда Русская Православная Церковь начинала становиться независимою от Константинопольского Патриарха, стали проявляться и различия с византийской культуры. Купол стал похож на шлем не византийских солдат, а русских витязей. Появилась паперть, очень похожая на голову воина со шлемом и иногда с «наносником». Во времена княжеских усобиц храмы часто ставили однокупольные, а во времена становления единства — многоглавые.

Не просто так церковью называют и храм, и всех верующих. Церковь Небесная это воинство Христово, и храм по своему архитектурному строению напоминает воинов. История Церкви это история от веры нескольких иудейских общин до религии державных империй, история храма это история от скромной Моисеевой Скинии до златоглавых соборов.

И по сей день Православие стоит как воин прошлого и настоящего, терпевший и терпящий гонения, сохранившийся и сохраняющийся от напастей силою Господа. Шлемовидная форма символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведёт с силами зла. Примером человека, ведущего такую брань, является батюшка Серафим. Это был самый настоящий духовный воин Дивеевской земли.                    

Раньше купола были шлемовидными, так как в то беспокойное время люди искали помощи у святых воинов и богатырей. Но шло время, и люди нуждались в духовной помощи у святых молитвенников. В это время стали строить купола в «луковичной» форме, напоминающей пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие. Таким молитвенником и в нашей крае и был батюшка Серафим. Он вёл  непрестанную духовную брань с невидимым врагом. Тысячу дней и ночей батюшка молился на камне, отрекаясь от мирских благ для стяжания Святого Духа. Хотя он был крепкого телосложения и имел при себе топор, он не сопротивлялся напавшим на него разбойникам, имея терпение и твёрдую волю.  

Невольно приходит на ум сравнение образов воинов Русской Земли, богатырей и защитников народа христианского сравнивая их с молитвенниками, праведниками, и воинами с духовным мечом.

Богатыри — смелые, могучие воины, любящие свой народ. Не каждый человек на воинской службе может стать богатырём. Не всегда воины Русской земли одерживали победы. Но есть в нашей истории примеры, когда, искренне прося помощи у Бога, наши бойцы одерживали верх над превосходящими силами противника. Богатыри всегда славились силой, стойкостью, твёрдостью духа. Они очень любят свою Родину, помогают в трудную минуту, утешают и укрепляют в печалях и горестях, защищают от врага иноземного. А силы для победы над врагом им дают вера в Бога и русский дух.

Молитвенниками и праведниками на земле Русской всегда были угодники Божии. Выполняя заповеди Божии, они не только помогали, утешали и наставляли русский люд, но и совершали поистине героические подвиги. Таким молитвенником и подвижником Дивеевской земли стал Батюшка Серафим. 1000 дней и ночей он молился на камне, совершая подвиг столпничества. И даже в последние минуты жизни он стоял, молясь благоговейно на коленях перед образом иконы «Умиление» с пламенеющей свечой.

Все подвиги праведных воинов и угодников Божиих были совершены с Божьей помощью против нашествия видимых и невидимых врагов. Из истории я узнал, что у богатырей много оружия: мечи, копья, топоры, булавы, луки со стрелами…

У праведников не было не мечей, не лука со стрелами, не копий, но было оружие, которое наводило ужас на врагов земли Русской: пост, молитва и добродетели.

Из этого мы видим, что несмотря на разные виды оружия богатыри и праведники вели неравный бой с вражьей силой.

Так и храмы, как воины, стоят на страже. В наше непростое время где еще искать защиты, какая крепость, кроме Церкви Христовой, может укрыть нас от всех невзгод?  Именно этой теме и посвящен наш альбом «Храмы села Дивеева».  

Присаровье / 20170414-Храм Серафима Саровского в поселке Сатис
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.