1 февраля 2015 года
V ЕЖЕГОДНЫЕ ОТКРЫТЫЕ
СЕРАФИМОВСКИЕ ДЕТСКИЕ ЧТЕНИЯ
Направление «Православное искусство»
ТЕМА:
«Росписи Арзамасского Воскресенского Собора»
Работу выполнили:
Борисова Алена и
Борисова Оксана
учащиеся 9 класса
НОУРО Арзамасская православная гимназия
Научный руководитель:
Шерстнева Ольга Геннадьевна
учитель истории и обществознания
Саров
2015
Содержание
Введение……………………………………………………….с. 3
Глава I. История Воскресенского Собора……………………с.4
Глава II. Росписи Воскресенского Собор……………………с.12
Заключение…………………………………………………….с.17
Список литературы……………………………………………с.18
Приложение……………………………………………………с. 19
Введение
Как храм Спасителя в Москве,
Торжественный, велик, прекрасен
Возник в уездной стороне
Храм Воскресенский в Арзамасе.
Он— доминанта. Он— монарх.
К нему ведут людские тропы.
Собор Святейший Патриарх
Назвал «Жемчужиной Европы».
Арзамасский Воскресенский Собор - признанное произведение архитектурного искусства. В настоящее время огромное количество православных паломников бывающих в нашем городе проездом в Дивеево, или приезжающих специально посещают эту святыню.
Почти каждый день по дороге в гимназию мы бываем на Соборной площади, прекрасный вид на Собор открывается из окна нашего класса, часто вместе с одноклассниками и родителями мы бываем на службе в этом храме. И порой мы смотрим на Собор буднично, принимая его как должное, забывая скольких трудов, стоило нашим предкам его строительство и украшение. Конечно, раньше мы обращали внимание на внутренне убранство храма, но редко задумывались, кто выполнил росписи, в какой технике, какие сюжеты легли в их основу.
Цель данной работы:
Познакомиться с сюжнетом, техникой выполнения, художественными особенностями настенных росписей Арзамасского Воскресенского собора.
Задачи:
v Выяснить кто автор настенных росписей Воскресенского Собора;
v Посетить Воскресенский Собор для изучения фресок;
v Взять интервью и побеседовать с работниками Собора;
v Изучить печатные и интернет источники, побывать в арзамасском историко-художественном музее, познакомиться с архивными материалами по данной теме.
Глава I. История Воскресенского Собора.
Воскресенский кафедральный собор – главное украшение Арзамаса, древнего города с богатой историей. В ясные дни собор виден с окружающей низменности за несколько десятков километров. А со смотровой площадки у южного портика здания открывается обширная панорама города и окрестностей. Этот величественный храм был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н.Н.Померанцев.
Воскресенский собор был заложен в 1814 году. Его проект в стиле русского классицизма выполнил талантливый арзамасец Михаил Петрович Коринфский, ученик художника А. В. Ступина, а затем - архитектора А.Н.Воронихина. Перед началом строительства был разобран прежний обветшавший собор Воскресения Христова, который стоял в другом месте города. Из соборных документов видно, что он существовал в Арзамасе еще при царе Федоре Иоанновиче, который прислал в дар собору напрестольный крест-мощевик. На месте же нового собора находились деревянные домики обывателей. Их скупали на слом и употребляли на обжиг кирпичей. Для строительства храма специально открыли кирпичные заводы, которые назывались «соборными», где произвели 5, 5 млн. штук кирпича. Кладка стен продолжалась с 1814 по 1821 год. Кроме кирпичей потребовалось 1000 кубических сажен (9718 кубометров) бутового камня для фундамента и 10000 пудов (163,8 т) железа.
Сохранилось предание о том, как один из 4-х столпов, поддерживающих своды собора, юго-западный, дал трещину. Случилось это тогда, когда своды были уже соединены и нужно было приступить к сооружению главного купола. По совету крестьянина Егора Измайлова, опытного строительного подрядчика, треснувший столп оковали железом, наподобие обручей, и заштукатурили. Затем столп облепили бумагой и наблюдали некоторое время. Увидев, что бумага не лопнула, постройку продолжили. Для легкости свод на главном куполе решили сделать деревянным, обив его снизу листовым железом. Это происшествие стало широко известно. Сохранилась поговорка «Арзамасцы собор кандалами сковали».
Монументальный и торжественный вид храма символизирует мощь и величие России. В его облике сочетаются простота, строгость и симметрия. Воскресенский собор имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Крест воплощает идею неизменности, равновесия, устойчивости. Все сооружение стоит на высоком ступенчатом основании – стилобате. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). У него 5 нарядных куполов сферической формы, самый большой из которых имеет 12 окон, высокие фронтоны и четыре портика, образующие в совокупности ожерелье из 48 ионических колонн высотой по 13 метров. Наружные врата храма - чугунные, а внутренние – дубовые.
Внутри Воскресенского собора создается впечатление обширности, легкости и света благодаря 24 окнам. Причем, ни одно из них не смотрит прямо вовнутрь, около каждого имеется откос, чтобы улица не мешала молитве. Полы выложены деревянными брусьями, что создает особый уют. Все выполнено в коричневых, легких тонах, что располагает к молитвенному настроению. За три года, с 1834 по 1837, все своды и стены храма расписали тушью по сырой штукатурке художники-ступинцы - Осип Семенович Серебряков с сыном Александром и помощниками. Впоследствии Осип Серебряков вступил в число братии Саровского Свято-Успенского монастыря. А принадлежащий его кисти портрет преподобного Серафима Саровского стал самым известным иконописным изводом образа этого святого.
На фресках Воскресенского собора перед нами проходит земная жизнь Иисуса Христа. 14 больших полотен с фигурами в человеческий рост и более изображают евангельские сюжеты. Оригиналами для них послужили произведения западно-европейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем - копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках также видно влияние ступинской школы. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае. Присутствуют другие детали русского быта того времени. На малых картинах изображены ангелы, херувимы, кадильницы и т.д. В главном куполе между окон расположены 12 апостолов, ниже на парусах - 4 евангелиста. Монохромность фресок производит впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это: Триипостасное Божество в своде центрального купола и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Мурильо. Эта картина до сих пор находится неподалеку от Арзамаса, в Смоленской церкви села Выездное, бывшей Выездной казачьей слободы. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.
Сохранился величественный резной иконостас работы братьев Василия и Клима Ломакиных. Иконы трех из пяти алтарей расположены в одну линию длиной в 14 сажен (29,88 м) и по середине достигают 19 аршин (13,51 м) высоты. Каждый из них обрамляют огромные деревянные колонны с капителями, украшенные пилястрами и изящной резьбой. Центральный престол освящен в честь Воскресения Христова. Царские врата главного иконостаса украшены иконами Христа и Богоматери в человеческий рост работы профессора живописи Алексеева (зятя А. В. Ступина), который расписывал Исаакиевский собор в Санкт - Петербурге. Эти иконы не имеют риз, как представляющие произведения искусства. Во втором ярусе главного иконостаса 4 иконы двунадесятых праздников такого же размера. Кроме того, в главном иконостасе помещены иконы воскрешения Лазаря и сына наинской вдовы.
Правый придел посвящен святому благоверному князю Александру Невскому, небесному покровителю русского воинства и лично тогдашнего Государя Императора Александра I, а также святителю Митрофану Воронежскому, память которых совершается в один день, 23 ноября/6 декабря по н. стилю. Последний святой был канонизирован Православной Церковью в 1832 году, во время строительства собора. Купцы-воронежцы, проживавшие в Арзамасе, внесли свой вклад в строительство, упросив, чтобы один из приделов был освящен в честь их новопрославленного земляка. Слева - придел в честь святого мученика Иоанна Воина (память 30 июля/12 августа по н. стилю). От этих приделов справа и слева в полукруглых нишах портиков - еще два, с одноярусными иконостасами, увенчанными мозаичными иконами: правый - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый – во имя Всех Святых. Богослужение в этих приделах совершается по одному разу в год, в престольные праздники.
Престолы в соборе освящались по мере строительства. Первым - престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы в 1832 году. В следующем, 1833 году, освятили престол во имя Всех Святых, в 1834 году – престол во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского. Главный придел освятили в 1840 году, а последний, во имя святого мученика Иоанна Воина, – в 1842 году. Во время долгожданного освящения собора 15 сентября 1840 года было необычайное стечение народа. Когда захотели сосчитать число богомольцев по числу свечных огарков, собранных после освящения, то их насчитали 12 тысяч.
С 1887 года главный престольный праздник в Воскресенском соборе совершается 13 сентября/26 сентября по н. стилю в память царицей Еленой храма воскресения Христова в Иерусалиме в 335году. Этот день называется «Воскресение словущее». На всенощном богослужении поются стихиры и каноны Пасхи, а на Литургии – пасхальные антифоны.
В Арзамасе было принято в каждом приходе иметь по два храма: теплый, с печами, и летний или «холодный». Воскресенский собор – холодный. В нем богослужения совершаются в период от Пасхи до Покрова.
В бытность Воскресенского собора музеем религии, туда были перенесены все наиболее почитавшиеся в Арзамасе святыни. Например, из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей, принесли главную святыню города – Честной и Животворящий Крест Господень.
Архимандрит Макарий (Миролюбов), впоследствии епископ Нижегородский и Арзамасский, в своем труде «Памятники церковных древностей» писал, что в Ильинской церкви «есть резное Распятие, приобретенное в конце XVII столетия посадскими города Арзамаса Шаянскими, иначе Кашеевыми. Оно почитается чудотворным». Животворящий Крест Господень более 200 лет находился в Ильинской церкви, к приходу которой относились купцы братья Шаянские. Один из них принес его в Арзамас с Макарьевской ярмарки.
Из Никольского монастыря в Воскресенский собор была принесена икона Николы Можайского, одна из древнейших в городе, упоминаемая при открытии церкви в честь этого святого в 1580 году. На иконе святитель Николай держит в левой руке город, а в правой – меч. Предание гласит, что именно в таком виде святого увидели в небе усердно молящиеся жители города Можайска, осажденного татарами в 1300 году. Она очень почитаема арзамассцами за многочисленные случаи чудотворения и прощения за грехи по молитвам перед ней святителю Николаю. В народе монастырь и сама икона получил название «Никола-прощи», от слова «прощать».
В Воскресенском соборе справа от Креста расположена самая древняя его святыня - икона Воскресения Христова (сошествие во ад) XVI века. Она вставлена в большую икону, так что вокруг нее изображены страдания Христа. По преданию, эту икону оставил в подарок Арзамасу государь Иоанн
Грозный, когда основал город. В описях 1643 года она значится, как «Государево данье».
Среди наиболее почитаемых икон Воскресенского собора назовем следующие:
- икона Покрова Пресвятой Богородицы в серебряной позолоченной ризе;
- икона «Всех Скорбящих радость», выполненная бисером – духовное завещание дворянки Чемодановой;
- образ страждущего Спасителя в терновом венце итальянского письма. Был приобретен заграницей, а затем принесен в дар собору арзамасскими помещиками;
- древняя икона св. Иоанна Воина в киоте, происхождение которой в точности неизвестно;
- икона Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Она была написана во второй половине XVII века, не имела киота, поэтому быстро закоптела. Купец Подсосов возил ее в Москву, где ее очистили и украсили драгоценной ризой. Перед ней еженедельно читали акафист и всегда носили в крестных ходах. В 1874 году ей был посвящен престол в левом приделе теплого собора, куда ее переносят в зимнее время;
- икона «Знамение» Пресвятой Богородицы, самая первая копия чудотворной иконы Серафимо-Понетаевского монастыря Арзамасского уезда;
- Казанская икона Божией Матери. Хитон Богородицы из алого бархата вышит золотыми цветами;
- икона преподобного Серафима Саровского в серебряной позолоченной ризе с эмалью, написанная ко дню прославления святого 19 июля 1903 г. Письмо и золотое шитье были выполнены монахинями Алексеевской женской обители города Арзамаса;
- икона святого благоверного и великого князя Александра Невского, выполненная художниками-ступинцами в начале XIX века и освященная на раке с мощами святого в Санкт - Петербурге. Киот – ореховое дерево. Эту икону прислал Арзамасскому Александро-Невскому обществу Хоругвеносцев его почетный член, а в будущем патриарх Сергий (Страгородский);
- икона Божией Матери «Неопалимая купина», написанная по золотому чеканному фону. Перед которой молятся об избавлении от пожаров. Дар Вольно-Пожарного общества Арзамаса в 1904 году;
- икона Божией Матери «Семистрельная», живопись XIX века. В июле 1998 года икона замироточила.
Когда Воскресенский собор был музеем религии, туда принесли из окрестных сельских храмов много деревянной резной скульптуры. Она нехарактерна для кафедральных соборов, но очень распространена в глубинке, поскольку коренное население этих мест, мордва, еще до принятия христианства, обожествляло дерево, делая из него всевозможные фигурки. Архимандрит Макарий целый раздел своей книги посвятил описанию резных изображений, причем, ограничившись только городом Арзамасом и его уездом, где это явление было, по-видимому, наиболее распространено. Так, он указывает на резную скульптуру «в теплом соборе на верху главного иконостаса Восстание Христово из гроба, а над боковыми иконостасами Распятие с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей».
До революции Воскресенский собор был обнесен красивой решеткой, а на площади перед ним дважды в неделю проводились базарные дни. Сейчас на Соборной площади автобусная остановка, и вокруг храма - активное транспортное движение, от чего осыпаются фрески. Этот вопрос пока не удается решить.
В настоящее время Воскресенский собор нуждается в реставрации. Когда 4 июня 1988 года в Арзамасе прогремел взрыв двух вагонов взрывчатки, который смел жилой район и унес жизни множества людей, в Воскресенском соборе ударной волной выбило все стекла, на купольных барабанах окна были забиты фанерой. В таком виде собор встретил праздничные торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси. Он был одним из пяти центров празднования, поскольку в то время в Советском Союзе это был самый большой действующий православный храм. В Арзамас прибыл руководитель праздничных мероприятий Алексий, митрополит Ленинградский и Новгородский, будущий патриарх Алексий II. На вопрос, какое впечатление произвел на него Воскресенский собор, он ответил: «Это – жемчужина в грязи».
Воскресенский собор строился в течение 28 лет, а его благоукрашение продолжалось еще многие годы пожертвованиями и трудами жителей Арзамаса. Состоятельные граждане делали значительные вклады, как правило, на конкретные работы, например, на позолоту иконостаса, приобретение церковной утвари. Их имена сохранились для потомства благодаря летописцу Н. Щеголькову. Например, об одном из соборных старост, С.Быстрове, он сообщает, что «когда, однажды, не достало досок для настилки пола в соборе, он выломал у себя дома полы и отдал их в собор». В ходе строительства случалось и так, что в казне не было средств. Тогда кто-нибудь из строителей с кружкой шел по окрестным селам и деревням, собирая медяки у простых людей.
В истории собора как в зеркале отразилось русское благочестие того времени. Хочется верить, что это благочестие не иссякло до конца, и прекрасный Воскресенский собор еще засияет во всей своей красе.
Глава II
Росписи Воскресенского Собора
При освящении первых двух пределов стены собора не были ещё украшены живописью так же, как и иконостасы не были вызолочены. В приделе Всех Святых позолота производилась в 1834 году, а в 1835г. 25 апреля староста П.И. Киреев порядил мастеров расписывать стены храма и золотить иконостасы. 2 мая совершено молебствие перед началом живописных работ. Нынешние арзамасцы, обыкновенно говорят, что собор расписан известным основателем арзамасской школы живописи, академиком Александром Васильевичем Ступиным. Но это несправедливо. Ступин был человек расчётливый, любил взять за свою работу хорошую цену, а собор строился при скудных средствах. К тому же у Ступина всегда было много заказов. Взявшись за большую невыгодную работу в соборе, он мог потерять эти заказы.
Вследствие всего этого, несмотря на то, что Ступин был уроженец Арзамаса, вращался в кругу созидателей собора и был в дружеских отношениях с настоятелем его о. Стефаном, он не сделал для украшения собора ничего. Расписывать собор взялся один из его учеников, Осип Семенович Серебряков с сыном Александром за изумительно дешевую цену, около 2000 р. сер., но расписал так, что и строгие критики не могли его упрекнуть. Ныне за такую работу нужно заплатить не менее 20000 рублей. Собор расписан «альфреско», по сырой штукатурке тушью. Красками писаны только «Триипостасное Божество» в главном куполе и «Распятие» на горнем месте. Поэтому отсутствие пестроты даст всей внутренности храма величественный вид громадного целого. Обширные размеры здания дали мастерам возможность развернуть всю силу своего таланта. Все картины на сводах и на стенах храма изображают земную жизнь Господа Иисуса Христа. Оригиналами для картины служили произведения знаменитых западноевропейских художников. Влияние ступинской школы видно во всём. Поэтому все картины носят характер итальянской живописи, византийскаго тут нет ничего, но при всём этом нет ни единой черты, оскорбительной для Православия, что следует поставить г. г.Серебряковым в большую заслугу. И недаром, по справедливости арзамасцы всегда восхищались и дорожили живописью собора.
Аль фреско, а фреско (итал. fresco - по свежему, по сырому) - техника настенной живописи.
Техника настенной живописи водяными красками, по свежей, сырой, подготовленной для этого обмазке (штукатурке). Произведения, исполненные этим способом, который нельзя смешивать с живописью по сухой штукатурке, или а-секко (от итальянского secco - «сухой»), принято называть «фресками».
Фреска (от итал. fresco, буквально - свежий) - техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной
Виды фресок: Фрески на холсте, фрески на самоклеющейся основе, фрески на флизелине, фрески на жесткой основе, фрески на штукатурке.
Опись имущества Воскресенского Собра
от 1839 года; фонд №58; опись 1; дело № 36.
В среднем большом куполе в вверху по железу масляными красками – Триипостасное Божество и два Ангела держащие свиток с надписью « Сиди одесную мене». Ниже сего на двенадцати простенках между толиким же числом окошек в куполе клеевою живописью изображены двенадцать Апостолов.
Ниже карниза в парусах с четырёх сторон – четыре Евангелиста и клеевая примечная по сторонам уборка арматуры и Ангелы с разными эмблемами.
Над южной дверью в своде «Рождество Христово».
В арах два Ангела держащих свиток с надписью « Слава в вышних Богу и на земли мир».
Между окошек во впадинах с правой стороны южной двери – Кающаяся блудница Христу.
Подле на стене лицом к Востоку путешествие во Еммаус Христа с учениками.
Над северной дверью во своде – Поклонение волхвов родившемуся Христу.
В арке два Ангела держащие свиток с надписью, пришедши звезда ста вверху идеже бы отроча.
Во впадинах между окошек с левой стороны двери – Исцеление Христом расслабленного, свешенного сквозь кров.
На стенах лицом к востоку – Бегство во Египеет Иосифа с младенцем и Мариею материю его.
Над западной дверью во своде – Шествие Христа во Иерусалим всташа на жребий сына подьяремнича.
В арке два Ангела держащие свиток с надписью « Благословен грядый во имя Господне осанна в вышних».
В правой стороне между окошек во впадинах преполовение пятидесятницы.
Ближе на стене – Блудном сына кающегося отцу своему.
В арке над окошком – Самарянин Милосердовавший впадшему в разбойники.
Над дверью входа на хоры – Мытарь молящийся.
К левой стороне: между окошек во впадине – изгнание из храма вервью торжников Христом.
На стене исцеление слепого.
В завороте под окошком – беседа Христа с Самарянкой при колодце.
Над дверью входа на хоры – фарисея молящегося и прочая клеевая уборка описанная уже выше.
А во вторых двух малых куполах описанным разчие только то что по железу масленными красками вверху оных вместо Святого Духа ихображено Всевидящее Око.
В малом куполе поддерживаемом восьмью колоннами, находящимися между стольким же числом окошек, вверху по железу массленными красками в виде голубя парящего в воздухе – Дух Святый ниже колонн и карниза в ярусах Архангелы и прочая приличная уборка клеевой живописью.
С левой стороны в придем, предназначенном освятиться во имя Св. великомученика Иоанна воина, на горнем месте – беседа Христа с Некодимом.
Над окошком к северу вне Алтаря Умовение ног Христом ученикам, и прочая клеевая уборка подобная описанному куполу, и писана по маслу. В куполе и клеевая в других местах.
Книга записи расходов денег по церкви Воскресенского Собора
от 1836; фонд №58; опись 1; дело 32.
Осипу Семенову Серебрякову за стенные росписание в новом Соборе ещё заплачено из Свечных пятьдесят шесть рублей, из кошельковых двести девяносто четыре рубля.
Для поставленной цели мы отправились в Воскресенский Собор, заранее договорившись о встрече с одной из его работниц Алевтиной Марышевой. Она работает в Соборе уже много лет. Алевтина рассказала нам много интересного и полезного. Например о том, как в Соборе чудесным образом обновляются краски. Сначала нам показалось это нереальным, но скоро мы убедились, что это действительно так. На серых фресках стали проявляться розовые цвета, краски стали четче, ярче и контрастней. Росписи как будто только что писаные. Алевтина рассказала нам : « Когда я пришла на Пасху моему удивлению не было предела, когда увидела фреску « Вход Господень во Иерусалим» такое ощущение, что я незримо попадаю в те далекие времена, эта роспись стала такой объемной, как будто 3D эффект».
Заключение.
В ходе проведённой нами работы на тему «Росписи Воскресенского Собора» мы сделали следующие выводы: По описям, которые мы нашли в архиве, документам мы выяснили какие события из Ветхого и Нового Завета содержат в себе росписи Собора. Также от сотрудницы Воскресенского Собора Алевтины Марышивой мы узнали, что фрески обновляются чудесным образом. Ранее мы не замечали этого, хотя много раз были в Соборе. Вероятно, это промысел Божий. Мы узнали о таких людях как Осип и Александр Серебряковы. Это замечательные художники-иконописцы, ученики Александра Ступина. Как мы выяснили эти люди за очень маленькую плату расписали Воскресенский Собор так, что даже самые строгие критики не могли придраться к их работе. В строительстве храма принял участие весь Арзамас. Все помогали кто чем мог. Тем самым мы можем сказать о сплоченности и благочестии арзамассцев. Люди не пожалели ничего для строительства этой великой святыни. Если сравнить росписи современных храмов, монастырей, то мы не найдём сходств, что говорит об особой индивидуальности и неповторимости фресок Воскресенского Собора.
Список литературы
Приложение
Арзамасский Воскресенский Собор
Документы из Арзамасского архива
Фреска «Рождество Христово»
Фреска «Вход Господень в Иерусалим»
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна