Родилась в г. Арзамас-16 в 1973 году. Училась в лицее № 3. Затем поступила на литературный факультет Арзамасского пединститута, который окончила в 1996 году с красным дипломом. В 1997 году вернулась в Саров. Устроилась работать учителем русского языка и литературы в среднюю школу № 7, где преподает до сих пор. Параллельно с работой Наталия Владиславовна поступила соискателем в аспирантуру Волгоградского педагогического университета, где защитила кандидатскую диссертацию в 2003 году. Тема диссертации: «Пушкинские традиции в творчестве Достоевского: мифологический аспект». На самом деле в данной работе рассматривался православный аспект творчества Пушкина и Достоевского. Но тогда об этом не было принято говорить прямым текстом, поэтому пришлось дать завуалированное название. Была выпущена монография: «Пушкин и Достоевский. Миф. Сон. Традиция». Наталия Суздальцева — автор многочисленных статей в литературоведческих журналах. Ее основной научный интерес — творчество Пушкина и Достоевского, его влияние на произведения разных писателей. Также Наталия Владиславовна пишет стихи и прозу. Выпустила сборник стихов «В ожидании осени», книгу «Сказка про Борму Ярыжку и потерянный талант». В 2009 году она стала членом Союза писателей России.
В течение трех лет (с 2006 по 2009 год) Наталия Суздальцева работала в методическом центре департамента образования г. Сарова, курируя преподавание русского языка и литературы в школах города. Проводила для учителей педагогическую мастерскую по теме «Православный аспект изучения русской литературы». Являлась организатором межрайонной олимпиады по истории русского языка. Она — учитель высшей категории. В 2007 году стала лауреатом всероссийского конкурса «Серафимовский учитель», который ежегодно проводится фондом Серафима Саровского. (В Сарове пока всего двое учителей удостоены этого звания. Второй из них — Людмила Владимировна Куликова).
Наталия Владиславовна воспитывает двух сыновей. Всегда осознавала себя верующим человеком, но активно воцерковляться начала в 2006 году. А в 2009 году она возглавила Православную гимназию им. прп. Серафима Саровского, став ее директором.
— Наталия Владиславовна, расскажите о своем воцерковлении, как это получилось?
— Это случилось в Рождественский пост. Я пришла в храм Серафима Саровского со своим младшим сыном, которому тогда было семь лет. Он часто болел, и я привела его на первую исповедь. Исповедовал иеромонах Андроник, только приехавший в наш город. Потом он подозвал маму мальчика и, хотя я совсем не была готова, стал исповедовать меня. Представьте себе переполненный народом храм и батюшку, который не отпускал меня как минимум минут сорок. Велел мне ходить на исповедь каждую субботу. Потом записал мой телефон и звонил в течение недели каждый день. Спрашивал, как я себя чувствую, читаю ли что-то, готовлюсь ли к исповеди. Контроль был плотный. Благодаря его участию и небезразличию во мне что-то изменилось. Я начала поститься, выполнять то, о чем раньше и не помышляла. Примерно на третьей по счету исповеди иеромонах Андроник сказал такие слова: «Года через три мы откроем Православную гимназию и тебя сделаем ее директором». Я тогда не придала этому значения. Но в итоге так все и вышло. И когда мне о. Лев, настоятель прихода Всех Святых, предложил возглавить Православную гимназию, я согласилась.
— Чем Вас привлекло это предложение, если Вы и раньше имели возможность говорить о православных аспектах русской литературы на школьных уроках и на методических занятиях, проводимых Вами для учителей?
— Когда я работала в обычной школе или в департаменте образования, я не была удовлетворена целью и результатом своей деятельности. В школе на уроках литературы мои слова западали в душу единицам учащихся. Я с ними занималась дополнительно, они делали интересные исследовательские работы к Харитоновским чтениям. Но большинство школьников совершенно равнодушны к духовной и нравственной проблематике, которая поднимается в классической литературе. А цель — заставить детей заучить правила русского языка — меня не удовлетворяла. В департаменте образования я вообще, скорее работала не на благо, а во вред системе образования, обучая учителей, как нужно натаскивать детей для успешной сдачи ЕГЭ и прочих тестов. А я убеждена, что этим мы только губим детей. Также не удовлетворяло обилие всевозможных документов, отчетов.
И хотя в Православной гимназии я также в основном занимаюсь бумажной, административной работой, но ради чего? Ради того, чтобы привить нашим воспитанникам любовь к русской национальной культуре. Чтобы они выросли русскими людьми, а значит — и православными. Эти два понятия для меня неразрывно связаны. В гимназии я вижу больше шансов воспитать наших детей такими, какими мы хотим их видеть. А самое главное... я сюда пришла не спасать, а спасаться.
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна